Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Алгоритм действий экономической безопасности по выявлению рисков и угроз для бизнеса

  • 👀 360 просмотров
  • 📌 290 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Алгоритм действий экономической безопасности по выявлению рисков и угроз для бизнеса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Алгоритм действий экономической безопасности по выявлению рисков и угроз для бизнеса» pptx
Алгоритм действий экономической безопасности по выявлению рисков и угроз для бизнеса  Анализ  Оценка степени опасности  Информирование об рисках и угрозах  Меры противодействия  Организация выполнения  Контроль исполнения Вся деятельность экономической безопасности подчинена интересам бизнеса Бизнес устанавливает взаимоотношения с другими бизнес— структурами на договорной основе, определяет порядок требований ко всем стадиям заключения договоров путем принятия внутреннего нормативного документа. Договор это любое соглашение Бизнеса с третьим лицом об установлении, изменении или прекращении каких-либо прав и обязанностей Бизнеса. Контрагент – лицо (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления), являющееся стороной по договору , в отношении которого устанавливаются (изменяются/прекращаются) права и обязанности Бизнеса Вся деятельность экономической безопасности подчинена интересам бизнеса Последовательность процедуры заключения договоров: подготовка проекта и инициирование заключения, согласование, подписание и архивация. Экономическая безопасность на этапе инициирования или согласования проводит проверку вероятных партнеров по бизнесу на основании соответствующих нормативных документов и в рамках действующего законодательства Проверка благонадежности юридических и физических лиц это предупредительная мера экономической безопасности бизнеса Виды угроз экономической безопасности бизнеса Промышленный шпионаж Несостоятельность партнеров деловых Происки конкурентов с целью захвата рынка Внешние Противоправная деятельность криминалитета Мошеннические действия юридических и физических лиц Продажа информации и секретов бизнеса бывшими сотрудниками Необоснованные проверки со стороны надзорных и других властных структур Правовое регулирование Экономической Безопасности в России Нормативно-правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность между хозяйствующими субъектами, хозяйствующими субъектами и государством, хозяйствующими субъектами и их сотрудниками:  Гражданский кодекс РФ  Налоговый кодекс РФ  Таможенный кодекс РФ  Трудовой кодекс РФ  Земельный кодекс РФ  ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135  ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 №2124-1  ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162  ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1  ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147  ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38  ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149  ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.02.2002 № 127  ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99  ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184 Единые внутренние стандарты и локальные документы по обеспечению экономической безопасности Положение о экономической безопасности Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме Регламент проведения тендерных комитетов Регламент согласования договоров с контрагентами Регламент проверки контрагентов Регламент проверки кандидатов на замещение вакантных должностей; Должностные инструкции сотрудников ЭББ Положение о сохранности конфиденциальной информации Регламент по снижению просроченной дебиторской задолженности Нормативно-правовая база для проверки контрагентов Информационное Письмо Федеральной Налоговой службы России. Регламент о проверке контрагентов ДАНОН Цели проверки вероятных деловых партнеров Целями первичной проверки при заключении новых договоров являются: Минимизация рисков заключения договоров с потенциально неплатежеспособными (недобросовестными) контрагентами, в том числе налоговых рисков. Уменьшение рисков финансовых потерь бизнеса, связанных с возможным последующим неисполнением (недобросовестным исполнением) договорных обязательств контрагентами. Превентивный контроль, направленный на раннее выявление возможной коррупционной составляющей (коммерческий подкуп, конфликт интересов, мошенничество, участие криминальных структур) при выборе контрагентов. Основание для проверки вероятного делового партнера 1. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Минтрудом России от 08.11.2013) пункт 8 «организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях. 2. Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» пункт 10 «налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом» 3. Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. ЦБ России от 19.08.2004 № 262-П (для кредитных организаций) пункт 1.2 «кредитная организация обязана идентифицировать клиента» 4. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и ИП «в правилах внутреннего контроля должна быть предусмотрена программа идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца» 5. ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственный и муниципальный орган обязан проверить представленную участником контрактной системы информацию о себе. 6. Локальные (внутренние) нормативные акты Бизнеса (Регламент по проверке контрагентов, Положение о договорной работе, Положение о закупках и т.п.) Проверка вероятного партнера на примере покупки автомобиль 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) Выбор марки автомобиля и автосалона (сбор информации о товаре и продавце, отзывы пользователей и покупателей ) Наличие соответствующих документов у автосалона (лицензия/разрешения и т.д.), осмотр внешнего вида автомобиля и изучение технических характеристик Осмотр салона и двигателя, багажника и других составляющих Тест-драйв Проверка автомобиля по базе розыска, на предмет залога в банке и т.д. Цена автомобиля и оплата (100% оплата, предоплата и ожидание исполнения заказа/доставки, автокредит и т.п.) Договор купли-продажи и гарантия (покупатель/продавец; стоимость товара и услуг; ответственность сторон; форс-мажор) Постановка автомобиля на государственный учет ВНИМАНИЕ ATTENTION Доверие: получение объективной информации из различных источников, но анализ и заключение всегда субъективны  Информационно-аналитическую работу в соответствии с действующим законодательством страны пребывания и в рамках, определенных внутренними нормативными документами  Заключение по итогам анализа содержит достоверную проверенную информацию о вероятном деловом партнере, т.к. оно имеет ключевое влияние на принятие решения  Не использует для сбора информации специализированные базы данных правоохранительных и иных государственных органов и общественных организаций  Не использует для сбора данных технические и другие средства, использование которых отнесено к сфере деятельности специальных государственных структур (МВД, ФСБ и другие), а также не нарушает конституционные права и свободы граждан  Осуществляет сбор информации лишь в рамках поставленных задач и вопросов (для чего мы собираем информацию)  Перепроверка (доверяй, но проверяй): проверку контрагента можно продублировать с привлечением специализированных бизнес-структур по договору аутсорсинга, например, при заключение договора с большой суммой (изучение контрагента своими силами и силами внешних компаний)  Аутсорсинг: аналитические справки специализированных бизнес-структур или баз данных (СПАРК, Глоба-с), Финаналитика и т.п.) как правило носят субъективный характер и зависят от множества факторов 1 этап – постановка проблемы и определение целей (задач). 2 этап – получение информации из всех возможных источников. 3 этап – оценка информации и перевод ее в сведения. 4 этап – анализ полученных сведений. 5 этап – подготовка выводов. Проверка вероятного делового партнера Критериями проверки контрагента (применимо и к конкурентам) являются легальная работа на рынке, наличии регистрации в налоговом органе, положительные отзывы о работе от других бизнес-структур, отсутствие негативной информации о деловой репутации и руководителях, положительная банковская история Документальные методы проверки (предоставляет контрагент):  Полное название компании  Устав юридического лица (кроме ИП)  Свидетельство о постановке на налоговый учет  Свидетельство о внесении в единый государственный реестр.  Решение учредителей (приказ) о назначении лица с правом принятия юридических решений (право подписанта)  Копия паспорта руководителя (для ИП)  Реквизиты банковского счета (счетов)  Юридический и фактический адреса, контактные телефонов, электронные адреса и ссылка на сайт нового контрагента (при наличии сайта)  Выписка ЕГРЮЛ не старше 1 месяца  Наличие права на ведение деятельности и оценки качества работы (лицензии, участие в СРО, наличие организации в реестрах, членство в союзах, участие в выставках, сертификаты, стандарты и т.д.)  Рецензии (рекомендации от деловых партнеров)  Копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату Проверка вероятного делового партнера К А РТ ОЧКА КОНТ РА ГЕНТ А Подразделение: _______________________________________________________________ Инициатор (исполнитель) договора (Ф.И.О.): ______________________________________ Предмет договора: ____________________________________________________________ Сумма договора, форма оплаты: __________________________________________ 1. Наименование организации полное 2. Наименование организации краткое 3. Дата регистрации 3. Юридический, фактический и почтовый адрес 4. Телефоны, E-mail 5. ИНН, ОГРН 6. Наименование банка, расчетный счет, БИК 7. Директор (ФИО полностью), возраст, телефон др. доп. информация - по возможности. 8. Главны й бухгалтер (ФИО полностью), телефоны 9. Конт акт ное лицо (ФИО полностью), должность, телефоны (рабочий, сотовый) 10. Крат кая инф ормация (учредители год рождения, город проживания) Основной вид деятельности бизнеса, количество торговых точек, складов, их наименования и местонахождение, филиалы, количество сотрудников, переименовывалось ли предприятие или правопреемником какого другого предприятия является, прочее), с какими организациями работали, какие работы, контакты. 11. История наших взаимоотношений с контрагентом (если были). Рекомендации ® Официальный дистрибьютор «Danfoss», «Teko» 620041, г. Екатеринбург, ул. Основинская, 15а Тел/факс (343) 378-31-79, 341-62-10, 341-62-31 КАРТОЧКА УЧЕТА ОСНОВНЫХ СВЕДЕНИЙ Наименование фирмы и ее организационно-правовая форма Юридический адрес Почтовый адрес Фактический адрес Контактные телефоны/факс ФИО руководителей Банковские реквизиты ИНН КПП ОГРН ОКПО ОКОГУ ОКАТО Общество с ограниченной ответственностью «Урал Холод» 620141, г. Екатеринбург, ул. Софьи Перовской, д.117, кВ.136 620041, г. Екатеринбург, а/я 54 г. Екатеринбург, ул. Основинская, д.15 «А» Тел. (343) 378-31-79 Тел/факс (343) 341-62-10, 341-62-31 Матвеев Анатолий Владимирович – директор Матвеев Владимир Анатольевич – ком.директор Карелина Наталья Михайловна – гл.бухгалтер р/с 407 028 104 624 100 000 13 к/с 301 018 109 000 000 007 95 БИК 046577795 В ОАО «УБРИР» г. Екатеринбург 6660095881 665901001 1026604959700 45587356 49013 65401373000 Холодильное оборудование на аммиаке и фреонах Проектирование, изготовление, поставка, монтаж, наладка, ремонт, сервисное обслуживание, строительство объектов 1 и 2 уровня Проверка вероятного делового партнера: 4 ключевые формы бухгалтерской отчетности Бухгалтерский баланс – это финансовое лицо бизнеса и дает возможность оценить финансовое положение бизнеса (насколько хорошо идет бизнес и не наступит ли скорое банкротство): наличие финансовых ресурсов, их распределение и использование, данные о наличии собственного и заемного капитала, состояние дебиторской и кредиторской задолженности и т.п. Отчет о прибылях и убытках показывает финансовые результаты работы бизнеса и используется для оценки эффективности ее деятельности, который тщательно изучают инвесторы, банки, выдающие кредит, партнеры. Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках это основные формы отчетности бизнеса, которых достаточно, чтобы рассчитать и оценить все основные коэффициенты и показатели бизнеса. Отчет о движение денежных средств: текущие операции, КАПЕКС, финансовые операции (привлечение заемных средств, вложения владельцев) необязательно Отчет об изменениях капитала это структура и причины изменения самого важного источника финансирования деятельности бизнеса – собственных средств: уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль, собственные акции необязательно Бухгалтерская отчетность не является коммерческой тайной и дает возможность оценить экономическое состояние юридического лица, его ликвидность и эффективность управления Проверка вероятного делового партнера: 4 ключевые формы бухгалтерской отчетности Проверка вероятного делового партнера: 4 ключевые формы бухгалтерской отчетности Проверка вероятного делового партнера: хозяйственная деятельность Хозяйственная деятельность бизнес-партнера это деятельность физических лиц и предприятий различных форм собственности и организации, осуществляемая в рамках действующего законодательства и связанная с производством или торговлей, предоставлением услуг или выполнением определенного вида работ с целью удовлетворения социальных и экономических интересов не только собственника, но и трудового коллектива. Анализ финансово-хозяйственной деятельности бизнеса – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности бизнеса путём обработки определённых источников информации (финансовый и управленческий анализ), что позволяет глубоко и всесторонне изучить вероятного делового партнера, т.ч. выявить его слабые (уязвимые) места. Дополнительно: финансово-экономическую устойчивость бизнеса, возможно, определить путем получения информации (экспресс-анализ) с использование различного рода рейтингов бизнеса на рынке, например, определение по шкале Нильсена (в основном применимо для крупных компаний). Каждая бизнес-структура разрабатывает и утверждает свои правила взаимоотношений с деловыми партнерами в виде локального документа (Регламент, Положение), где определяет перечень предоставления копий обязательных учредительных, финансовых и других документов. Анализ копий предоставленных документов одно из направлений алгоритма проверки вероятного делового партнера, которая позволяет сделать вывод по оценке общей эффективности деятельности бизнеса. Анализ финансовохозяйственной деятельности бизнеса Анализ зат рат и результатов деятельност и Анализ ф инансовой деятельност и 1. 2. 3. 4. 5. 6. Общая оценка финансового состояния и финансовых результатов Анализ состава активов и пассивов в балансе Анализ оборотного капитала Анализ финансовой устойчивости Анализ платежеспособности и ликвидности Диагностика потенциала хозяйствующего субъекта 1. 2. 3. 4. 5. Анализ экономических результатов Анализ производственных результатов Анализ затрат на производство и реализацию продукции Анализ результатов технического развития Анализ социальных результатов Анализ использования производст венны х ресурсов 1. Анализ использования основных средств 2. Анализ использованных материальных ресурсов 3. Анализ использования трудовых ресурсов Проверка вероятного делового партнера: иные источники информации К иным источникам (методам) сбора информации в ходе проверке вероятного делового партнера относятся:  Информация из открытых источников средств массовой информации  Информация (по письменному запросу, платная) из государственных регулирующих и регистрационных органов (по запросу из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ФС Госстатистика и других)  Информация по итогам обследования офиса/удаленных объектов/предприятия по адресу, получение информации от физических лиц (персонал, персонал по аутсорсингу)  Информации от бизнес-партнеров и иных организаций (платная услуга информационноконсультационные компании, журналисты, детективы и т.д.)  Информация из общедоступных сайтов Арбиражных и Гражданско-правовых судов, Налоговой службы, Миграционной службы (особенно актуально на сегодняшний день)  Информация (платная) их специализированных баз данных (СПАРК, Кронос, Глобас-i) Важно! Экономическая безопасность бизнеса любые мероприятия по проверке вероятного делового партнера по бизнесу проводит только на основании соответствующих нормативных документов и в рамках действующего законодательства. Формат предоставляемой информации из системы «Глобас-i» Ст рукт ура справки: « Глобас-i» - Название и ИНН; - Риски (уровень: зелены й-ж елты й-красны й); - Конт актная инф ормация; - Характеристика ф инансово-хозяйст венной деятельност и; - История всех изменений (названия, владельцы , учредители, адреса, телеф оны , руководители, и т.д.); - Разрешенны е виды деятельност и; - Филиалы , аф ф илированны е и дочерние компании; - Бирж евая инф ормация - Публикации в СМИ, решения Государст венны х админист ративны х органов, приговоры суда, штраф ы , инф ормация из Арбитраж ны х судов; - Место регистрации (особо указано, если массовое место регист рации); - Размер уставного капитала; - Финансовы е показатели и ф инансовая от четност ь (если она подается в государст венны е стат ист ические органы ); - Анализ конкурент ной среды , место контрагент а в ряду аналогичны х компаний; « Глобас-i» Для операт ивного анализа контрагента предусмот рена экспресс-панель основны х показателей: - Индекс платеж еспособност и; - Индекс благонадеж ност и; - Оценка ф инансового полож ения - Индекс ликвидности От 100 (низкий риск) – до 600 (вы сокий риск) Критерии оценки и статусы по итогам проверки « Одобрен» Контрагент надлежащим образом зарегистрирован и является действующей компанией; - Своевременно предоставляется информация о финансовой отчетности в органы государственной статистики и налоговые органы; - Контрагент более года работает на рынке и имеет положительную репутацию; - Уровень уставного капитале и наличие основных средств позволяет обеспечить исполнение договорных обязательств; - Уровень платежеспособности, характеризующийся способностью своевременно и полностью погашать долговые обязательства; - Контрагент не является ответчиком в судебных процессах; - У контрагента нет финансовых затруднений и признаков фирмы-однодневки; - Есть сведения о выигранных и надлежащим образом исполненных Государственных контрактах; - У компании стабильные финансовые показатели (рост объемов выручки и рост чистой прибыли) - И др. Выводы, рекомендации и ограничения: - Компания добросовестная; - Стабильно и длительное время работает на рынке; - Риски сотрудничества минимальны. «Одобрен с ограничениями» - У компании минимальный размер уставного капитала (170 евро); - Компания является ответчиком в судебных процессах по невыполнению договорных обязательств; - У компании есть финансовые затруднение; - Стоимость основных средств не позволяет обеспечить исполнение договорных обязательств; - У компании нет необходимого количества собственных сотрудников и соответствующей специальной квалификации у этих сотрудников и необходимой материальной базы; - Контрагент имеет отрицательных финансовые показатели (нет роста объема выручки и роста чистой прибыли); - Отсутствует информация о фактическом местонахождении и контактах контрагента. - И др. Выводы, рекомендации и ограничения: - Компания имеет определенные проблемы; - Не рекомендуется заключать договора на сумму более 100.000 рублей; - Не рекомендуется предоставлять предоплату (отсрочку платежа, товарного кредита); - Имеются определенные риски в сотрудничестве. «Не одобрен» - Компания работает на рынке более года, но не предоставляет финансовую отчётность государственные органы статистики и налоговые органы; - Имеются многочисленные отрицательные отзывы о работе с контрагентом, подтвержденные документами и фактическими материалами; - Компания является участником множества судебных процессов в качестве ответчика; - У компании имеются существенные финансовые затруднения; - Компания не имеет необходимых свидетельств, лицензий, аккредитаций, позволяющих выполнять специальные виды работ; - У контрагента есть признаки фирмыоднодневки; - Есть сведения о выигранных Государственных контрактах и ненадлежащем их исполнении; - Есть информация о включении организации в Единый реестр сведений о банкротстве, Единый реестр недобросовестных поставщиков; - Компания имеет отрицательные финансовые показатели; - Выявлены признаки конфликта интересов (лоббирование бизнес-интересов) Выводы, рекомендации и ограничения: - Компания неблагонадёжная; - Решение о работе с такими компаниями принимает Руководитель -инициатора; - Есть существенные риски невыполнения договорных обязательств, риски финансовых потерь.
«Алгоритм действий экономической безопасности по выявлению рисков и угроз для бизнеса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot