Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ
ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ
Д ИС Ц ИПЛ ИНА : Т Е Х НОЛ ОГ ИИ
СПОРТ ИВНОЙ ПОД ГОТ ОВК И Л ИЦ С
НА РУ ШЕ НИЯМИ ПС ИХ ИЧ Е С К ОГО
РА ЗВИТ ИЯ
ПЛАН
1. Понят ие и терминология адапт ивного ф изического воспит ания.
2. Цель и задачи АФВ лиц с нарушениями в интеллект уальном
развит ии
3. Средст ва и ф ормы организации занят ий адапт ивны м ф изическим
воспит анием с лицами с нарушениями психического развит ия.
4. Ст рукт ура урока и содерж ание программного материала по АФВ в
специальной (коррекционной) школе 8-го вида.
5. Методика обучения лиц с умст венной отст алост ью двигательны м
дейст виям и ф ормирование у них двигательны х навы ков.
6.Особенност и работ ы специалист а по АФК с лицами с нарушениями
психического развит ия
ЛИТЕРАТУРА:
1.Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие.- М.:
Советский спорт, 2000.- 240 с.
2.Рубцова Н.О., Щербинина Ю.Л., Рубцов А.В. Профилактика травматизма и
реабилитация в адаптивном спорте. М.: РГУФКСиТ, 2009, - 152 с.
3. Рубцова Н.О., Технологии спортивной подготовки в Специальном Олимпийском
движении. М.: РГУФКСиТ, 2015, - 205 с
4.Официальные спортивные правила Специального Олимпийского движения: Учебнометодическое пособие/ Рубцова Н.О., Ильин В.А., Ольховая Т.И. – М., 2005. 296 с.
5.Рубцова Н.О., Ильин В.А. Методика адаптивного физического воспитания детей с
нарушениями интеллектуального развития (легкая атлетика): Учебно-методическое
пособие.- М., 2004. – 152 с
6. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.
В.Шапковой.- М.: Советский спорт. 2007.- 423c.
7. Рубцова Н.О.Адаптивное физическое воспитание и спорт лиц с нарушениями
психического развития: Учебное пособие, Учебный центр Москомспорта , 2012. –
180с.
8.Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с
нарушениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2002. – 212 с.
1. ПОНЯТИЕ И ТЕРМИНОЛОГИЯ
АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ.
Адапт ивное физическое воспитание –
это педагогически управляемы й
процесс, имеющий коррекционны й и
компенсирующий характер,
организованны й с учетом
особенностей лиц с от клонениями в
состоянии здоровья и
обеспечивающий условия для их
психоф изического развит ия и
социальной адапт ации.
Понимание процесса организации системы АФВ т ребует знания
терминологии, характеризующей различны е стороны
многогранного педагогического процесса в этом виде
деятельност и :
Адапт ация – результ ат дост иж ение соот ветст вия морф офункционального состояния организма тем условиям
деятельност и, которы е создает для него среда. В АФВ в
качест ве адаптогена вы ст упает ф изическая нагрузка, а её
ст рукт урной единицей является ф изические упраж нения.
Однако, вы полнение упраж нения возмож но только при
дост аточном развит ии двигательной функции.
Двигательная функция – это функция, обеспечивающая акт ивное
взаимодейст вия человека со средой, путем преодоления её
сопрот ивления приспособлением к условиям вы ж ивания. В
свою очередь, двигательная функция ф ормируется как
результ ат двигательного развит ия, которое обеспечивается
наличием дост аточной двигательной акт ивност и. Двигательная
акт ивност ь – это способ сущест вования инвалида, постоянно
лимит ирующий его возмож ност и во всех сф ерах
ж изнедеятельност и.
Двигательное развит ие – это результ ат нормальной двигательной
акт ивност и.
У различных категорий инвалидов уровень двигательной активности
обусловлен особенностями наличия компенсаторных приспособлений.
Компенсаторны е приспособления – это адаптационная реакция
организма на повреждения, выражающаяся в заместительных
механизмах, формирующихся в сохранных функциях и системах.
Диапазон и качество компенсаторных возможностей отражаются в
показателях моторного профиля.
Моторны й проф иль – это показатели уровня двигательных
возможностей, проявляющихся в особенностях освоения различных
двигательных действий.
Двигательны е возмож ност и – это объем движений, который может
выполнить инвалид в единицу времени без использования
дополнительных вспомогательных устройств и посторонней помощи.
Двигательные возможности нельзя оценивать без учета «Зоны ближайшего
развития» в двигательном плане, определяемой как двигательные
способности».
Двигательны е способност и – это объем двигательных действий,
которые могут быть выполнены инвалидом при условии создания
специальных компенсирующих механизмов и коррегирующих
воздействий.
Чтобы разработать адекватную двигательны м возмож ностям и
учиты вающую двигательны е способност и программу адаптивного
ф изического воспитания необходимо создать представление о
двигательной базе занимающегося.
Двигательная база - это объем соответст вующих возрастной норме
двигательны х действий, которы е инвалид способен освоить к
данному возраст у
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АФВ ЛИЦ С
НАРУШЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ
РАЗВИТИИ
Цель адапт ивного ф изического воспитания –
коррекция и компенсация двигательны х
особенностей, ф ормирование адекватной
возраст ной норме двигательной базы ,
расширение двигательны х возмож ностей,
создание предпосы лок для всестороннего
развит ия лиц с нарушениями психического
развит ия и их социальной интеграции.
Задачи адаптивного ф изического воспитания.
В адаптивном физическом воспитании лиц с умственной отсталостью
следует рассматривать образовательны е, оздоровительны е,
воспит ательны е и коррекционны е задачи
К образовательны м задачам АФВ относятся те, которы е направлены на
формирование, закрепление и совершенствование двигательны х
умений и навы ков, необходимы х инвалиду.
Образовательны е задачи:
1. Формирование понят ия о здоровом образе ж изни
2. Формирование навы ков здорового образа ж изни
3. Формирование представления о структ уре собственного тела и его
двигательны х возмож ностях
4. Формирования понятия физической культ уры как феномена общей
культ уры человека
5. Формирование адекват ной возраст у двигательной базы
Решение задач по ф ормированию двигательны х умений
и навы ков в работе с умст венно отсталы ми
предполагает, преж де всего, помощь естест венному
процессу ф ормирования возраст ны х моторны х
функций. Необходимо ф ормирование тех
двигательны х умений и навы ков, которы е
занимающийся самостоятельно не мож ет освоит ь изза патологических изменений интеллект уальной и
двигательной сф еры .
При многократ ном повторении идёт совершенст вование
моторной и сенсорной ориент ировки, разлитое
возбуж дение постепенно переходит в строго
диф ф еренцированны й импульс. Неоф ормленная
генерализованная двигательная реакция замещается
целевы м диф ф еренцированны м актом. Идёт
совершенст вование и т ренировка нервно-мы шечного
аппарата .
Оздоровительны е задачи предполагают организацию работы т аким
образом, чтобы оказы вать влияние не только на общее состояние,
но и восстанавливать те или ины е нарушенны е болезнью функции
организма. Эт и задачи включают в себя:
- физическое оздоровление;
- создание условий для правильного ф изического развит ия;
- закаливание;
- коррекцию особенностей соматического состояния (коррекция акта
ды хания, нарушений сердечно-сосудистой системы ).
- Формирование полож ительны х компенсаций
- Коррекция дефектов развития
Воспитательны е задачи предполагают вы работку определённы х
характерологических черт (воля, настойчивость, чувст во
коллективизма, организованности, активности, смелост и и т. д.),
обеспечивают стимуляцию психического развития и
ф ормирование личности умственно отст алого. Развивается
внимание, память, находчивость, улучшается ориентация,
стимулируется развитие интеллекта.
Воспитание основны х физических качеств (силы , ловкости, бы строты ,
вы носливости) лиц с нарушениями психического развития до
недавнего времени считалось нецелесообразны м в связи с
комплексны м пораж ением организма и мнением о невозмож ности
их полноценного приспособления к самостоятельной ж изни. В
настоящее время вопросу воспитания ф изических качеств
уделяется долж ное внимание, и этот процесс мож ет
осущест вляться весьма эф фективно.
В АФВ лиц с нарушениями интеллект уального развития вы является
ряд специальны х коррекционны х задач , имеющих самостоятельное
значение, но тесно взаимосвязаны х:
1. Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной
двигательной базы и развитие ж изненно важ ны х двигательны х
навы ков.
2. Формирование компенсаций. Задача предполагает создание
определенны х двигательны х стереотипов и аналогий,
обеспечивающих возмож ности ф ормирования позы и наличие
базовы х двигательны х навы ков (при отсутствии конечности,
недостаточном её развит ии или деформации и т.д.).
3. Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий
для развития социально-бы товы х навы ков через формирование
двигательного действия.
4. Адаптация – задача развит ия основны х ф изических качест в,
формирование компенсаторны х механизмов переносимости
физической нагрузки.
5. Интеграция – создание условий для эфф ективного взаимодействия с
социумом.
ПОЛОЖЕНИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Содерж ание диф ф еренциально-интегрального подхода в организации
педагогической системы АФВ составляют следующие полож ения:
1. В основе педагогической системы коррекции долж ен бы т ь полож ен
принцип соот ношения сроков начала развит ия двигательной сф еры
(учит ы вая их смещение от носительно возраст ной нормы ) с результ атом
особенностей характера компенсаторного ф ормирования.
2. Объ ект ивная оценка функционального состояния организма инвалида и
резервны х возмож ностей его функциональны х систем (ЦНС, ССС,
ды хательной, мы шечной и т. д.)
3. Воздейст вие системы педагогических ф акторов (средст ва, методы , ф ормы
организации занят ий ф изическими упраж нениями, полная ст рукт ура
ф изической нагрузки – мощност ь объ ём, направленност ь, время
однократ ного воздейст вия ф изической нагрузки, интервал отды ха,
характер отды ха) в коррекционном процессе долж но бы т ь направлено
локально на восст анавливаемую двигательную функцию или развиваемую
функциональную систему организма. В связи с эт им объём применяемы х
ф изических нагрузок долж ен бы т ь объ ект ивно опт имальны м.
4. Интегральны й эф ф ект от коррекции двигательной сф еры инвалидов и
развит ии их адапт ационны х возмож ностей дож ж ен бы т ь только
результ атом суммы функциональны х опт имумов лимит ирующих систем,
дост игнут ы х диф ф еренциальны м воздейст вием системы педагогических
факторов.
3. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ
ВОСПИТАНИЕМ С ЛИЦАМИ С
НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ.
Средст вами АФВ являются ф изические упраж нения,
естест венно-средовы е силы природы и гигиенические
ф акторы
Одни и те ж е упраж нения могут использоват ься на
уроках адапт ивного ф изического воспит ания, на
рекреационны х и спорт ивны х занят иях.
В соот ветст вии с педагогическими задачами их мож но объединит ь в следующие группы :
1. Упраж нения, связанны е с перемещением тела в прост ранст ве: ходьба, пры ж ки, ползание,
плавание, передвиж ение на лы ж ах.
2. Общеразвивающие упраж нения:
а) без предметов;
б) с предмет ами (флаж ки, ленты , гимнаст ические палки, обручи, большие и малы е мячи);
в) на снарядах (гимнаст ической стенке, кольцах, гимнаст ической скамейке, лест нице, т ренаж ерах).
3. Упраж нения на развитие силы , бы строт ы , вы носливост и, гибкости ловкост и.
4. Упраж нение на развит ие и коррекцию координационны х способностей ориент ировки в
прост ранст ве, диф ф еренцировки усилий, времени и прост ранства, расслабления; бы ст рот ы
реагирования на изменяющиеся условия; стат ического и динамического равновесия;
рит мичност и движ ений.
5. Упраж нения на коррекцию осанки, сводов стопы , телослож ения, укрепления мы шц спины ,
ж ивот а, рук и плечевого пояса, ног.
6. Упраж нения лечебного и проф илакт ического воздейст вия: восст ановление функций парет ичны х
мы шц, опороспособност и, подвиж ност и в суст авах, проф илактики нарушений зрения.
7. Упраж нения на развит ие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
8. Худож ест венно-музы кальны е упраж нения: рит мика, т анец, элемент ы хореограф ии и
рит мопласт ики.
9. Упраж нения с речит ативами, ст ихами, загадками, счетом, активизирующие познавательную
деятельност ь.
10. Упраж нения, направленны е на развит ие и коррекцию восприятия, мы шления, воображ ения,
зрительной и слуховой памят и, внимания и др. психических процессов.
11. Упраж нения прикладного характера, направленны е на освоение ремесла, т рудовой
деятельност и.
12. Упраж нения, вы ст упающие как самостоятельны е виды адаптивного спорт а: ф игурное кат ание,
хоккей на полу, настольны й теннис, баскетбол, мини-фут бол, верховая езда.
К естественно-средовы м факторам от носится использование воды ,
воздушны х и солнечны х ванн в целях укрепления здоровья,
проф илактики прост удны х заболеваний, закаливания организма.
Для детей с умственной отсталостью - это купание, плавание,
ходьба босиком по массаж ной дорож ке, т раве, песку, прогулки на
лы ж ах, на лодках, подвиж ны е и спортивны е игры на откры ты х
площадках.
Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и
личной гигиены : реж им дня, соотношение бодрствования и сна,
учебы и отды ха питания, окруж ающей среды , одеж ды , обуви,
спортивного инвент аря и оборудования.
В адапт ивном ф изическом воспитании лиц с интеллект уальной недостаточност ью
используются разнообразны е формы организации занят ий.
Система АФВ в специальной школе включает уроки ф изической культ уры , рит мики, а
т акж е, ф изкульт урно-оздоровительную работ у в реж име дня (ф изкульт минут ки на
общеобразовательны х уроках, корригирующая гимнаст ика (ЛФК), упраж нения и
игры на переменах, во внеурочное время), закаливание, рекреационнооздоровительны е занят ия, спорт ивно-массовы е мероприят ия и др. [ 106].
К урочны м формам работ ы по адапт ивному физическому воспитанию от носятся:
1. Урок адапт ивной ф изкульт уры – основная урочная ф орма обучения и развит ия
двигательны х возмож ностей учащихся специальной (коррекционной) школы .
Количест во часов в учебном процессе, от водимое на урок ф изкульт уры весьма
незначительно, т ак, например, в первом классе специальной (коррекционной)
школы VIII вида – 1 час в неделю, со второго по восьмой – 2 часа в неделю, в
ст арших классах – 3 часа в неделю. В младших классах продолж ительност ь
занят ия, сост авляет 30 минут, только в ст арших классах увеличивается до 40-45
минут (при обязательном учёте патологии, что мож ет влият ь на
продолж ительност ь занят ия).
2. Помимо урока адапт ивной ф изкульт уры урочной ф ормой организации занят ий
школьников является урок рит мики. Уроки рит мики проводятся в основном с
учащимися младших классах, как правило, один раз в неделю.
3. Для детей с нарушениями интеллект уального развит ия вводится дополнительны й
урок « развит ия движ ений» , на котором основное внимание уделяется развит ию
мелкой моторики, манипулят ивной деятельност и с предмет ами(мяч,
гимнаст ическая палка, кольцо и т.д.) и конст рукт ивной деятельност и.
Уроки по адапт ивной ф изкульт уре и рит мике проводятся по программам для
специальны х (коррекционны х) общеобразовательны х учреж дений.
К физкульт урно-оздоровительны м ф ормам работ ы в реж име дня от носятся:
1. Ут ренняя гигиеническая гимнаст ика, проводится перед уроками или в школахинтернат ах после пробуж дения, рекомендуется в сочет ании с водны ми
процедурами и оздоровительны м бегом. Продолж ительност ь – от 10 до 20 минут.
Комплексы ут ренней гимнаст ики для школьников сост авляются обы чно из 9-10
гимнаст ических упраж нений, целесообразно т акж е включат ь специальны е
корригирующие упраж нения.
2. В реж име дня учеников специальной (коррекционной) школы используются и
т акие ф ормы двигательной акт ивност и, как физкульт минут ки. Их проводят во
время общеобразовательны х уроков, на уроках т рудового обучения, с целью
сниж ения утомления и повы шения работоспособност и.
3. Неот ъемлемой част ью системы мероприят ий по АФВ в реж име дня является
лечебная физическая культ ура, которая осущест вляется в ф орме
индивидуальны х, групповы х и самостоятельны х занят ий, а т акж е, консульт аций в
кабинете ЛФК, которы е включаются в учебны й план школы . Специальны е группы
создаются из учеников одного или разны х классов с явно вы раж енны ми
нарушениями моторики или различны ми ф ормами двигательной
недост аточност и. Для них дополнительно педагогами ф изического воспит ания
проводятся занят ия коррекционной направленност и (по коррекции вторичны х
нарушений двигательной сф еры - нарушения осанки, деф ормация стоп,
нарушения телослож ения и ф изического развит ия, нарушений моторики и др.),
занимаются по отдельной программе, 2-3 раза в неделю по 30 минут [ 106].
4. Организованны е игры на переменах.
5. Закаливающие процедуры . Учителю АФВ в специальны х коррекционны х
учреж дениях мож но рекомендоват ь следующие ф ормы работ ы по закаливанию:
регулирование температ уры помещения, еж едневное пребы вание учащихся на
от кры том воздухе.
К внеклассны м и самостоятельны м формам работы от носятся:
1. Рекреационно-оздоровительны е занят ия в школе (в группах ОФП,
группах подвиж ны х и спорт ивны х игр и др. ф ормах, организованны х
на добровольной самодеятельной основе в соответствии с
возмож ностями учреж дения).
2. Спортивны е соревнования.
3. Физкульт урны е праздники, развлечения, соревнования типа
« Весёлы е ст арты ), « Дни здоровья» , прогулки.
4. Турист ические походы .
Все программы в адапт ивном физическом воспитании долж ны бы ть
основаны на интересах, возмож ностях, и учёте ограничений
занимающихся.
Программы АФВ долж ны бы т ь направлены на:
1. Развитие физическое и моторное, необходимое для акт ивной
повседневной ж изни, общения с друзьями, семьёй, решение
бы товы х проблем (социализация).
2. Развитие более позитивного самосознания и самооценки
(повы шение психологического стат уса).
3. Укрепление здоровья и профилактика развития ослож нений
основного дефекта (оздоровление).
4. Развит ие двигательны х возмож ностей, обеспечивающих базу для
освоения профессиональны х навы ков (трудоустройство).
5. Развитие движ ений и возмож ностей, обеспечивающих участие в
рекреат ивны х программах (играх, спорте и т. д.).
Программы АФВ для лиц с нарушениями психического развития
долж ны от вечать следующим требованиям:
- долж ны бы ть разнообразны ми, т.е. они не долж ны включать только
упраж нения лечебной физкульт уры и не долж ны бы ть направлены
только на лечебны й эфф ект, а долж ны отраж ать основны е разделы
программы адаптивного физического воспитания для
специального конт ингента занимающихся;
- долж ны стимулировать развитие двигательны х параметров,
нарушенны х болезнью или являющихся следст вием недоразвит ия
или вторичны х деф ектов, т аких как: сила, подвиж ность, моторны е
возмож ност и, сенсомоторны е функции, вы носливость,
двигательное восприятие (понимание движ ения) и др.;
- долж ны способствовать переходу занимающихся на уровень
развития движ ений соответст вующий их возраст ной норме и
индивидуальны м возмож ностям и потребностям.
Включение разнообразны х видов занят ий (спорт, танцы , игры )
позволяет модиф ицироват ь программы и расширить двигательны е
возмож ности занимающихся, повы сит ь оздоровительны й,
педагогический и коррекционны й эф фект АФВ для умственно
отсталы х.
На первом эт апе АФВ долж но базироваться на принципе учёт а
возраст ны х интересов занимающихся, стремлении к
совершенствованию возмож ностей и коррекции деф ектов;
необходимо основы ват ь программу на принципах АФВ, т.к. они не
могут участвоват ь в традиционной программе физического
воспит ания.
К развивающим и обучающим программам от носятся программы
раннего детства, дошкольны е программы , программы специальной
(коррекционной) школы , проф ессиональны х училищ для лиц с
нарушениями интеллект уального развит ия .
Программы раннего детст ва
1. Базируются на развитии зрительны х и слуховы х ориентировочны х
реакций (стимулирование длительного сосредоточения и слеж ения
за игрушкой, закрепление умения прислушиваться к голосу и т. д.).
2. Основаны на ранней стимуляции (рефлекторны й уровень
деятельности двигательного аппарата и реакции на такт ильны е
ощущения – моторно-сенсорны й акт).
3. Направлены на развитие общих движ ений (умения леж ать на ж ивоте,
приподнимать и длительно удерж ивать голову и др.) и
удовлетворение потребности в двигательной активности (свободное
пеленание, частая смена позы во время бодрст вования и
проведения занятий)
4. Осуществляются через индивидуальную работ у.
5. Носят преимущественно игровой характер, т.к. маленькому ребёнку
не свойственно умение участвовать в строго организованном
процессе.
Дошкольны е программы строятся в диапазоне от сенсорной стимуляции
до развития различны х форм двигательной активности. Здесь
развивается сенсомоторная координация, базовая моторика и
моторны е модели. Основу составляет объединение рефлекторной и
проприорецептивной регуляции.
Специальная школа – акцент делается на ф ормирование более
совершенны х моторны х моделей, приближ ающихся к модели
возраст ной нормы здоровы х детей. Обучение направлено на
формирование базовы х двигательны х навы ков, расширение
двигательного опы та.
Проф ессиональное училище - программы нацелены на формирование
двигательной базы для освоения специальны х профессиональны х
навы ков.
Индивидуализация программ в АФВ для лиц с нарушениями
психического развития является непременны м условием повы шения
эф фективности образовательного процесса.
Достиж ение максимальны х возмож ностей в моторном развит ии мож но
осуществить через индивидуальную работ у. При индивидуальной
форме построения занятий принцип индивидуализации реализуется
полност ью и зависит от проф ессиональной компетентности и
методического мастерства педагога.
Адаптивны е программы долж ны соответст вовать реальны м
индивидуальны м возмож ностям, возраст у и ст упени развития.
Тщательно разработанная индивидуальная программа долж на
основы ваться на точном определении того, что мож ет и чего не
мож ет делать ребёнок с проблемами в развитии. Хорошая программа
та, которая даёт ребёнку возмож ность продвигат ься вперёд и
добиться успеха. Слишком трудная программа не позволит ребёнку
проявить себя. Слишком лёгкая не будет стимулировать его
психическую акт ивност ь.
Программа долж на основы ваться на анализе данны х из истории
развития ребёнка, на объ ективной оценке уровня и темпа развития
ребёнка, его поведенческих реакциях .
Для построения коррекционно-развивающих программ АФВ в
одинаковой мере для педагога важ на информация, как о ф ормах и
вариантах психического дизонтогенеза, т ак и медицинские сведения
об основном деф екте, сопутствующих нарушениях, состоянии
психомоторики, особенностях функционирования организма и
эмоционально-волевой сферы .
В задачу специалиста по АФК входит умение разрабаты вать программу,
обеспечивающую развитие ребёнка в целом. Специалист долж ен
изучит ь коммуникативны е особенности ребёнка, диагност ировать
уровень сф ормированност и основны х видов движ ений (ходьбы ,
бега, пры ж ков, владения мячом и др.), а т акж е то, как ребёнок
играет, обучается, рисует, и т. д.
Так, например, подходы к индивидуальной работе с учениками
вспомогательны х школ в процессе адаптивного физического
воспит ания могут бы ть различны ми: это мож ет бы ть
индивидуальное дозирование нагрузок, индивидуальны й подход к
коррекции конкретного двигательного нарушения, индивидуальное
развитие каких-либо двигательны х качеств .
Таким образом, специалист у по АФВ необходимо разбират ься в
ст рукт урах деф екта аномального развития, знать причины ,
вы звавшие заболевание, он долж ен уметь определить характер
двигательны х нарушений и уровень развития двигательны х
возмож ностей. Работ а специалиста требует учёта особенностей
дефект а, связанны х с развитием пот ребностей, ограничений и
перспектив развития аномального ребенка.
4. СТРУКТУРА УРОКА И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО АФВ В
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ШКОЛЕ 8-ГО ВИДА .
Урок адаптивной физической культ уры во вспомогательной школе состоит из следующих частей: вводной, подготовительной, основной и
заключительной .
В вводной части урока решаются задачи организации детей. Во
вспомогательной школе, особенно в младших классах, эта часть
занимает значительное время (до 8 минут), так как ученики еще не
умеют самостоятельно переодеваться для занятий ф изическими
упраж нениями и строит ься. В третьем-четвертом классах
продолж ительност ь этой части мож ет сокращаться до 4-5 минут.
Подготовительная часть урока вы полняет задачу подготовки
двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы учеников
к вы полнению тех двигательны х заданий, которы е будут им
предлож ены в основной части. Подводящие упраж нения
оказы вают первичное коррекционное воздействие и состоят
преимущественно из коррегирующих и общеразвивающих
движ ений, а такж е построений и перестроений, ходьбы , бега,
пры ж ков, игр. Продолж ительност ь подготовительной части до 8
минут. В конце ее даются движ ения, непосредст венно связанны е с
упраж нениями основной част и урока по характеру мы шечной
деятельности, по темпу, ритму, с тем чтобы переход от
подготовительной части к основной бы л плавны м, незаметны м для
детей.
В основную часть урока включаются упраж нения из любого раздела
программы , а такж е игры . Она занимает 15-20 минут.
Последовательност ь упраж нений в ней зависит от задач урока. Так,
если в уроке поставлена задача дифф еренцировки каких-либо
движ ений, то упраж нения для ее вы полнения даются в начале
основной части. Упраж нения для формирования нового
двигательного навы ка такж е целесообразно включат ь в начало
основной части урока, так как это связано со значительны м нервны м
напряж ением, иначе в конце урока уставшие ученики будут
испы т ы вать затруднения при вы полнении этих упраж нений. Если
задачей урока является развитие основны х ф изических качест в
учащихся, то упраж нения нуж но распределять в такой
последовательности: на бы строт у, на ловкость, на силу, на
вы носливость. Упраж нения с большой физической нагрузкой и
вы зы вающие сильны е эмоциональны е переж ивания лучше всего
вы полнят ь ближ е к концу основной части урока.
Во вспомогательной школе в младших классах в основную част ь урока
могут вводиться и ст роевы е упраж нения.
В заключительной част и урока сниж ается общая нагрузка на организм,
подводятся итоги занят ия. Содерж ание этой част и зависит от задач
урока, от основной его части и от дальнейшей деятельности
учеников. Применяются здесь строевы е упраж нения, движ ения на
расслабление, общеразвивающие (легкие по нагрузке и
противополож ны е по воздействию тем, которы е при-менялись в
конце основной части урока и др.). Например, в конце основной
части урока в четвертом классе проводилась подвиж ная игра
« Круговая лапта» . Чтобы успокоить детей и переключить их
внимание на другой вид деятельност и, в заключительной части
предлагаются упраж нения в ходьбе и игра « Запрещенное
движ ение» , после чего следует организованное завер-шение
занятия. В конце урока учащиеся строятся в шеренгу. Учитель
подводит итоги, оценивает работ у каж дого учащегося и его
дисциплину. Продолж ительность заключительной част и 3-5 минут.
Структ ура урока мож ет изменяться в зависимости от задачи урока и
состава детей. Важ но, чтобы урок ф изической культ уры отвечал
основны м педагогическим требованиям, бы л обучающим и имел
коррекционную направленность.
В связи с тем, что во вспомогательной школе состав учащихся з классе
разнообразен по возрастны м, психическим и ф изическим
возмож ностям, на уроках адаптивной физкульт уры особенно
необходимо осущест влять индивидуальны й подход. Однако, строгая
индивидуализация не долж на влиять на ф ронтальное ведение
урока, т ак как это сниж ает физическую нагрузку,
заинтересованность детей. Урок нуж но строить т аким образом,
чтобы при Фронтальном прохож дении материала учиты вались
возмож ности всех детей и решались коррекционны е задачи в работе
с каж ды м .
Индивидуальны й подход надо осуществлять и при оценке
занимающихся. Особенно трудно соблюдать его в играх и
соревнованиях. Нельзя слабого ученика вы водить из игры , нуж но
продумать посильны е для него действия, идущие вне зачета, или
дать ему индивидуальное задание .
Урок адаптивной физической культ уры долж ен бы ть интересны м,
эмоциональны м, побуж дать детей к активной деятельност и. Для
поддерж ания интереса к уроку рекомендуется чередовать
специальны е коррекционны е упраж нения с игровы ми,
коррекционны е упраж нения облекат ь в игровую ф орму, вводить
элементы соревнования, применять различны е ф ормы поощрения,
делат ь предварительны е сообщения о предстоящей игре.
В воспит ании внимания на уроках физической культ уры большую роль
играет умение учителя заинтересовать детей конкретны м заданием,
а такж е организационны е моменты : оформление физкульт урного
зала, располож ение спортивного инвентаря, построение детей и
место учителя на разны х этапах урока. Чтобы , не сниж алось
внимание учеников на протяж ении всего урока, целесообразно
чередовать различны е виды упраж нений, индивидуальны е и
групповы е задания, различны е построение. Воспитание акт ивного
внимания на уроках ф изической культ уры необходимо начинать с
развития у учеников умения анализировать свои действия .
Постепенно при проведении игр и упраж нений у детей следует
развивать внимание к командам учителя, к показу упраж нений, к
слуховы м и зрительны м сигналам. Такие упраж нения нуж но
проводить систематически с нараст ающей слож ностью и сугубо
индивидуально.
Для того, чтобы уроки адапт ивной ф изической культуры во вспомога-тельной
школе отвечали вы ше указанны м т ребованиям, необходима тщательная
подготовка к ним учителя ф изической культуры , которая начинается еще до
начала учебного года со знакомства с личны ми делами учащихся. Врач школы
проводит медицинское обследование всех учащихся и дает учителю сведения
о физическом и психическом состоянии детей. При этом они долж ны т аким
образом ст роит ь медицинское обследование, чтобы помочь учителю
физической культуры в осуществлении общепедагогических и коррекционны х
задач. В медицинских карточках долж ны бы т ь указаны конкрет ны е задачи
работ ы по физическому воспит анию с каж ды м учеником на год. Врач
просматривает программу по физической культ уре от носительно слож ности
ее для детей каж дого класса. Совместно с учителем физкульт уры
уст анавливает дифференцированны е учебны е нормативы , которы е посильны
для каж дого ученика данного класса и соответст вуют состоянию психического
и физического развит ия детей.
В первую очередь и особенно т щательно долж ны бы т ь осмот рены ученики
первого класса. В других классах необходимо от метит ь изменения, которы е
произошли у детей за лето. Учителю следует подумат ь, как он будет включат ь
во фронт альную работу учеников с резкими от клонениями в развитии, и как
будет проходить обучение, исходя из условий школы (наличие ф изкульт урного
зала, спортивной площадки). Готовясь к проведению очередного урока,
учитель, преж де всего, учит ы вает итоги преды дущего и намечает, какой
материал нуж но повторит ь, что дать нового, с какой целью. Большое внимание
он уделяет методике проведения упраж нений и игр. Нуж но подробно
распланировать весь ход урока, порядок перемещения детей, перехода от
одного вида упраж нений к другому, как и когда вводить коррекционны е
упраж нения, какими эмоциональны ми моментами заинтересовать детей и т.д..
Дозировка нагрузок в зависимости от того, как считает целесообразны м
учитель, мож ет устанавливат ься числом повторений отдельны х
движ ений, количеством упраж нений, продолж ительност ью упраж нений
в единицах времени, изменением расстояния при лазании,
перелезании, ходьбе и беге, изменением веса набивны х мячей .
Содерж ание учебного материала по всем разделам на каж дом уроке
целесообразно увязы вать таким образом, чтобы использоват ь
взаимосвязь меж ду различны ми видами ф изических упраж нений. Она
заключается в том, то если меж ду структ урами изучаемы х движ ений
имеется сходство, то создаются благоприятны е предпосы лки для
лучшего их освоения. Например, на 4-м уроке первоклассники впервы е
знакомятся с понятием « круг» , которое включается в самы е
разнообразны е упраж нения. Вначале учитель перестраивает учащихся
из шеренги в круг, затем они вы полняют ходьбу и бег по кругу; в этом
ж е; построении проводятся общеразвивающие и ды хательны е
упраж нения, далее осваиваются упраж нения на точность движ ения
ногами (опять ж е на примере круга), а при разучивании передачи мяча
друг другу одним из пост роений такж е является круг, И наконец,
закрепление материала проводится в игре « Бы стро но местам» . Таким
образом, разучивание круга идет на протяж ении всего урока. Эт им
достигается многократ ное повторение задания. что необходимо для
прочного закрепления материала [74]. Кроме того, оно осваивается в
самы х различны х сочет аниях, чем обеспечивается разностороннее
воздействие на организм, и постоянно вносится элемент новизны , что
помогает поддерж иват ь интерес учащихся.
Для повы шения эф фективност и организации занятий
целесообразности составление подробного плана, рабочего плана на
месяц и плана-графика прохож дения учебного материала на
четверть. Введение соответствующей документации позволяет
грамотно и последовательно вест а учебно-воспит ательную работ у,
совершенст вовать организацию учебного процесса.
Недельны й реж им занятий ф изическими упраж нениями для детей с
нарушениями интеллект уального развития долж ен бы ть не только
еще больше, чем у здоровы х детей, но и качественно ины м.
Многообразие физических упраж нений, варьирование методов,
методических приемов, условий организации занятий направлены
на максимальное всестороннее развит ие ребенка, его
потенциальны х возмож ностей.
Программны й материал по ФК в коррекционной школе для детей с
нарушением интеллекта включает следующие разделы : ритмика и
рит мическая гимнастика; легкая атлетика; гимнастика; лы ж ная
подготовка; спортивны е и подвиж ны е игры .
Каж ды й из этих разделов включает многочисленны е физические
упраж нения, позволяющие воздействовать на различны е звенья
опорно-двигательного аппарата, мы шечны е группы , вегетативны е
системы , корректировать недостатки ф изического развития и
ф изической подготовленности, психики и поведения.
Ритмика и ритмическая гимнастика
Занятиям ритмикой во вспомогательной школе уделяется большое
внимание, особенно со школьниками начальны х классов. Именно для
детей младших классов необходимы разнообразны е упраж нения,
развивающие у них координацию и точность движ ений, ориент ировку в
пространстве, чувство ритма, бы ст рот у двигательны х реакций, внимание,
памят ь и восприятие.
В школьной программе по рит мике, которая проводится в 1-4 классах
вспомогательной школы , рекомендуется вести занятия по пяти разделам,
включающим: упраж нения на ориент ировку в прост ранст ве, ритмико гимнаст ические упраж нения, упраж нения с детскими музы кальны ми
инст рументами, игры под музы ку, т анцевальны е упраж нения.
В занятия ритмикой включают упраж нения, которы е проводятся с
предметами - это упраж нения с малы ми и большими мячами,
гимнаст ической палкой, обручами, шарами, лентами (для коррекции
функции кисти) и ряд других.
При занят иях ритмикой с учащимися начальны х классов основное внимание
учителя долж но бы ть направлено на развитие прост ранст венной
ориент ировки и точност и движ ений, и чем раньше т акого рода
упраж нения вводятся в занятия, тем более они способствуют коррекции
двигательны х нарушений.
В занятиях ритмической гимнастикой особо нуж но обращат ь внимание на
ф ормирование у школьниц правильной осанки, походки, вы работку
мягких, пластичны х движ ений.
Гимнаст ика.
Одно из основны х мест в системе АФВ учеников вспомогательной школы занимают занят ия
гимнаст икой.
Гимнаст ические упраж нения весьма акт ивно используются учителем адапт ивной
ф изкульт уры в процессе работ ы во вспомогательной школе в целях коррекции нарушений
ф изического развит ия и моторики умст венно отст алы х школьников. Среди средст в
ф изической подготовки вы деляют общеразвивающие, корригирующие, простейшие
акробат ические, прикладны е упраж нения. Вы полняя их, школьники учатся владет ь своими
движ ениями, вы полнят ь упраж нения с определенной амплит удой, в заданном
направлении, темпе, рит ме [ 74]. Нагрузка регулируется характером упраж нений,
изменением исходны х полож ений, темпа, длительност и и интенсивност и их вы полнения.
Гимнаст ические упраж нения развивают силу, ловкост ь, гибкост ь, бы ст рот у реакции,
ориент ировку в прост ранстве, являются дейст венны м средст вом улучшения функции
вест ибулярного аппарат а.
К прикладны м гимнаст ическим упраж нениям от носятся: пост роения, перест роения, ходьба,
бег, пры ж ки, мет ания, лазание и перелезание, подт ягивания, переноска грузов,
упраж нения на равновесие. Вы полняя их, учащиеся овладевают основны ми ж изненно
необходимы ми умениями и навы ками, учатся применят ь их в различной обст ановке.
Обучение прикладны м упраж нениям гимнаст ики начинают обы чно с изучения правил
пост роений и перест роений, поскольку в течение всего периода обучения во
вспомогательной школе учащиеся постоянно ст алкиваются с ними на уроках ф изкульт уры .
Эт и группы упраж нений вы зы вают у них особы е т рудност и при изучении [ 74, 106].
К общеразвивающим и корригирующим упраж нениям в младших классах от носятся
различны е стойки; движ ения рук, пальцев, кистей, головы , ног; упраж нения на гибкост ь и
силу, а т акж е простейшие сочет ания изученны х движ ений. Далее вы полняются
упраж нения на ды хание через рот, нос, сидя, леж а, во время ходьбы , с проговариванием
звуков при вы дохе.
Большое место в разделе гимнаст ики занимают упраж нения с предметами, корригирующие
координационны е способност и детей, хват ательную функцию кистей, приучающие к
культ уре движ ений и совершенст вующие прост ранст венную ориент ировку.
Легкая атлетика включена в программу « Физическая культ ура» с
первого класса и проводится до девятого класса включительно.
Занятия легкой атлетикой склады ваются из разучивания т аких форм
движ ений как: ходьба, бег, пры ж ки, метания. Ознакомившись с
физической подготовленностью занимающихся, учитель физкульт уры
намечает ряд последовательны х, методических задач обучения и
подбирает необходимы е упраж нения и игры -упраж нения .
При вы полнении упраж нений легкой атлетики необходимо вы явить
сильнейшую руку и ногу, чтобы определит ь результат, оценивать
степень развит ия того или иного качества. Для этих целей
используют пры ж ки и метания с разны х рук. Упраж нения в мет ании
укрепляют и развивают мы шцы рук, плечевого пояса, пальцы кист и,
совершенствуют хватательную функцию руки, развивают
координацию движ ений, глазомер, точность движ ений.
Пры ж ки направлены на развит ие взры вной силы , ловкости. Необходимо
следить за дозировкой пры ж ковы х упраж нений, а при занятиях с
детьми с черепно-мозговы ми т равмами, страдающими эпилепсией, с
тяж елы ми интеллект уальны ми нарушениями, Даун-синдромом
исключить подобны е упраж нения.
От класса к классу, материал занятий легкой атлетикой услож няется. Бег
вначале чередуется с ходьбой или проводится в медленном темпе с
изменением направления. Впоследствии проводится бег на носках, с
вы соким подниманием бедра, с преодолением простейших
препятствий, бег с ускорением, в заданном темпе.
Спорт ивны е и подвиж ны е игры
В программу по « Физической культуре» для вспомогательной школы включены
различны е подвиж ны е (1-7 классы ) и спортивны е (4-9 классы ) игры . При
подборе подвиж ны х игр надо ориентироваться, преж де всего, на интеллект
учащихся, нарушения их ф изического развития и двигательны х способностей,
физическую подготовленность, условия и возмож ност и проведения игр .
Подвиж ны е игры позволяют преодолеть у учащихся вспомогательны х школ
нарушения пространст венной ориент ировки, улучшают вы полнение
движ ений на точност ь, координацию, равновесие. Важ ное значение для
развития руки имеют игры с мелкими предметами. Они повы шают
т актильную и мы шечно-двигательную чувст вительност ь, совершенствуют
движ ения рук и пальцев.
Игровы е виды мож но использоват ь для развит ия двигательны х способностей
учащихся вспомогательны х школ. Спортивны е игры обладают большими
возмож ностями в плане коррекции и развития слож но-координационны х
двигательны х дейст вий.
Судейст во игрой надо осуществлять объ ективно, при этом надо ст араться
использоват ь такие игры , где явно бы ли бы видны признаки победы или
пораж ения, чтобы воочию виделся результ ат.
У большинства учащихся вспомогательны х школ ф ормируются умения и навы ки
игр, они понимают упрощенны е правила соревнований и могут участвоват ь в
них. Принципиальны х различий в методике обучения и использования
спортивны х и подвиж ны х игр нет, т.к. ребенок с недост ат ком интеллект а игру
с мячом, воспринимает как подвиж ную. В силу этих причин в программе они
объединены в один раздел игры .
5. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И
ФОРМИРОВАНИЕ У НИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
НАВЫКОВ.
Обучение двигательны м действиям является одним из важ нейших
вопросов двигательной адаптации лиц с умственной отсталостью к
бы товой и производственной деятельности, следовательно,
программа физического воспитания инвалидов долж на включать
принципиальны е вопросы обучения двигательны м действиям.
В свете современны х теоретических и практ ических предст авлений о ф ормировании
двигательны х умений и навы ков, сост авляющих основу ж изненно важ ны х двигательны х
действий, процесс обучения необходимо рассмат риват ь как целостную педагогическую
систему, состоящую из 3-х подсистем, которы е от раж ают ст рукт уру и содерж ание
реализации системы педагогических факторов.
1. Эт ап начального разучивания двигательного дейст вия, в процессе которого решаются
следующие ведущие задачи по обучению новы м двигательны м дейст виям детей с
умст венной отст алостью:
а) сф ормироват ь у них общее предст авление о закономерност ях изучаемого двигательного
действия;
б) научить част ям техники изучаемого двигательного действия;
в) сф ормироват ь предпосы лки общего рит ма изучаемого двигательного дейст вия;
г) уст ранит ь причины , провоцирующие возникновения ошибок в технике вы полнения
изучаемого двигательного дейст вия.
Для решения пост авленны х задач применяется комплекс методов обучения:
- метод наглядной демонст рации;
- словесны й метод;
- практ ический метод обучения, которы й реализуется в двух основны х направлениях: метод
ст рогого регламент ированного упраж нения, которы й предлагает изучение новы х
двигательны х дейст вий расчлененно-конструкт ивны м и целост ны м способом; метод
част ично регламент ированного упраж нения - использование ф орм игровой и
соревновательной деятельност и в целях изучения новы х видов двигательной акт ивност и
детей с умст венной отст алостью [85].
При решении ведущих задач указанного эт апа педагоги применяют методы расчлененноконст руктивного упраж нения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего
значения словесны х методов.
2. Эт ап углубленного изучения дет ьми с умст венной отст алост ью двигательны х дейст вий:
а) углубит ь понимание дет ьми с умст венной отст алост ью биомеханических закономерностей
изучаемы х двигательны х дейст вий;
б) уточнит ь технику двигательны х дейст вий, изучаемы х дет ьми с умст венной отст алост ью, по
прост ранст венны м, временны м, прост ранст венно-временны м и динамическим
характерист икам;
в) усовершенст воват ь общий рит м изучаемого двигательного дейст вия;
г) сф ормироват ь предпосы лки вариат ивного вы полнения изучаемого двигательного дейст вия.
3. Эт ап совершенствования (закрепления навы ка вы полнения двигательного действия):
а) закрепит ь навы к техники изучаемого двигательного дейст вия;
б) реализоват ь предпосы лки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;
в) расширит ь диапазон вариат ивного вы полнения техники изучаемого двигательного дейст вия;
г) сф ормироват ь предпосы лки в случае необходимост и перест ройки элементов техники
изучаемого дейст вия.
Для решения пост авленны х задач применяется комплекс методов обучения при
преимущест венном значении практ ических методов обучения.
Система обучения новы м двигательны м дейст виям детей с умст венной отст алост ью включает
подсистему конт роля за качест венны м уровнем техники изучаемы х двигательны х дейст вий:
1. Степень автомат изации двигательного дейст вия.
2. Устойчивост ь двигательного навы ка в условиях эмоциональны х сдвигов.
3. Диапазон вариат ивност и проявления техники изучаемы х двигательны х дейст вий.
4. Устойчивост ь сохранения техники изучаемы х двигательны х дейст вий в меняющихся
условиях с сохранением вы сокого результ ат а.
5. Результ ат, дост игнут ы й в условиях соревновательной деятельност и детей с умст венной
отст алост ью.
В процессе физического воспитания детей с умственной отсталостью одной из ведущих задач является
воспитание их двигательны х способностей.
Обучение и воспитание двигательны х качеств базируется на системе методических принципов [81, 105, 106].
Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:
а) знат ь возрастны е особенности занимающихся;
б) изучат ь и учиты вать индивидуальны е особенности занимающихся;
в) соблюдать правила (от простого к слож ному, от известного к неизвестному).
Принцип наглядности имеет большое значение при изучении новы х ф изических упраж нений. Наглядност ь в
процессе обучения обеспечивается, в первую очередь, демонст рацией отдельны х упраж нений при технике
отдельны х элементов в возмож ности более совершенном исполнении. Как правило, следует показы вать
образцы тех ники или образцовое вы полнение упраж нений. Для этого необходимы образцовы й показ
ф изических упраж нений методистами, использование кинодрам, рисунков, макетов, плакатов и других
наглядны х пособий.
Специфичны м содерж анием наглядности при обучении ф изическим упраж нением является создание у
занимающихся точны х и полны х представлений, восприятии и ощущений об изучаемы х движ ениях. Для этого
важ но обеспечить тесную функциональную взаимосвязь различны х анализаторов (зрительного,
двигательного, тактичного, слухового и др.).
Чтобы обеспечить наглядность в обучении, следует руководствоваться следующими правилами:
а) определить, какая педагогическая задача долж на бы т ь решена средствами наглядности;
б) организовать восприят ия движ ений с помощью разны х органов чувств;
в) применяя средства наглядности, учиты ват ь преды дущий двигательны й опы т и знание занимающимися
ф изическими упраж нениями;
г) заранее продумать, как обеспечить средст вами наглядности активное и сознательное восприятие нового
учебного материала;
д) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию - как средство исправления двигательны х
ошибок у занимающихся.
Принцип систематичности. Формирования двигательны х навы ков у детей с умственной отсталостью происходит
в соответст вии с закономерностями условно-рефлекторной деятельност и. Известно, что условны е рефлексы
носят характер временны х связей. Они угасают или даж е совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются
условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденны е перемены в занятиях , как и недостаточная
дозировка (повторяемост ь) упраж нений в каж дом из них, неж елательны , т ак как занимающиеся теряют
способность четко вы полнят ь отдельны е двигательны е действия, хуж е согласовы вают их, утрачивают так
назы ваемое мы шечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности.
Принцип прочности. Весь процесс физического воспитания следует ст роить т ак, чтобы знания, двигательны е умения и навы ки
осваивались основательно и прочно. Прочность отдельны х навы ков играет важ ную роль в дальнейшем изучении новы х
видов двигательной деятельности, когда вследствие ряда обстоятельств недостаточно закрепленны х навы к расстраивается,
возникают условия формирования двигательны х ошибок. Необходимы ми условиями вы работки прочного навы ка являются:
сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навы к формируется, тем прочнее он закрепляется),
многократное системат ическое повторение освоенного материала (благодаря чему создаются предпосы лки для более
эффективного усвоения новы х упраж нений, для сохранения силы , гибкости, бы строты и вы носливости), так назы ваемое
попутное повторение.
Прочность усвоенны х навы ков зависит не только от методов обучения, но и от координационны х особенностей некоторы х
физических упраж нений.
Для реализации в физическом воспитании принципа прочности следует руководствоваться следующими правилами:
а) не переходить к изучению нового упраж нения, пока не будет основательно освоено старое;
б) включить в занятия, ранее изученны е упраж нения в новы х сочетаниях и вариант ах;
в) повы шат ь интенсивность и длительность вы полнения освоенны х упраж нений;
г) систематически вести учет успеваемости и оценивать достиж ения занимающихся, проводить конт рольны е испы тания,
соревнования и вы ступления.
Принцип дифференциально-интегральны х опт имумов. Применение физических нагрузок различного содерж ания в
проф илактических и коррекционны х целях долж но ст роиться на основе глубокого знания специалистом функционального
состояния нервно-мы шечной системы инвалидов, знание закономерностей функционирования которой в условиях
двигательной деятельности обеспечит применение оптимальны х , локальны х и интегральны х физических нагрузок.
Эффективност ь применения педагогических факторов оптимального уровня воздействия будет реализована в двух
основны х педагогических аспектах:
а) по горизонт али располож ены темп реализации основны х компонентов физических нагрузки, один из которы х мож ет
доминировать в той или иной форме ф изического воспитания – объ ем, мощность, интенсивность, продолж ительность
однократ ного воздействия физических нагрузок уст ановленной мощности, интервалы отды ха, характер отды ха.
Горизонтальное располож ение основны х компонентов физических нагрузок в графическом изображ ении позволяет понят ь,
что основны м фактором формирования развивающегося эф фекта является мощность физической нагрузки в единстве с
вы шеизлож енны ми ее компонентами. С учетом вертикального рост а оптимальны х морфологических и функциональны х
сдвигов в организме занимающихся физическими упраж нениями представляется возмож ны м определит ь четы ре метода:
- метод оптимального сочетания максимальной и около максимальной мощности и малого объ ема повторений;
- метод оптимального сочетания субмаксимальной мощности и среднего, а т акж е малого объ ема повторений;
- метод оптимального сочетания большой и средней мощности и соответственно большого и субмаксимального объема
повторений;
- метод оптимального сочетания малой мощности и максимального объ ема повторений.
б) по верт икали располож ены сформированны е уровни устойчивы х качественны х изменений в результате применения
оптимальной мощности педагогических факторов, которы е долж ны бы ть использованы специалистом, как
морфологическая и функциональная база становления и совершенствования компенсаторны х механизмов двигательны х
действий, восстановления и совершенствования внутримы шечной и меж мы шечной координации опорно-двигательного
аппарат а.
Таким образом, применение ф изических нагрузок различного
содерж ания в проф илакт ических, коррекционны х и тренировочны х
целях двигательной сферы детей с умственной отсталостью долж но
бы ть реализовано специалистом на основе руководства следующими
закономерностями :
1. Глубокое знание функционального состояния их нервно-мы шечной
системы .
2. Физические нагрузки различного характера, применяемы е локально и
интегрально в проф илакт ике и коррекции двигательной сф еры детей
с умственной отсталостью, в каж ды й момент проведения занят ий
долж ны бы т ь оптимальны ми, с учетом функционального состояния
их нервно-мы шечной системы и системы внутренних органов.
3. Вертикальны й рост коррекционного эфф екта двигательной сферы
детей с умст венной отсталостью ст роиться только при наличии
объективного методического обеспечения в ф орме горизонтального
располож енны х дифф еренцированны х опт имумов, реализация
которы х в перспективе обеспечивает интегральны й эфф ект в их
двигательной подготовке.
6.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
СПЕЦИАЛИСТА ПО АФК С ЛИЦАМИ С
НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Специалист по АФК долж ен руководствоваться медицинским
диапазоном и образовательны ми возмож ностями аномального
ученика. Главное учиты вать зону ближ айшего развития и
существующий двигательны й потенциал, а не вы явленны й характер
недоразвития. Учёт только клинических проявлений недоразвития
сниж ает представление об истинны х возмож ностях развития ребёнка
и тормозит процесс его ф ормирования.
В работе преподавателя АФВ большое значение имеет систематическая
последовательност ь, однако необходимо знать, что ученики, привы кая
к приемам преподавателя, перестают откликаться даж е на самы е
эфф ективны е из них, но уж е неоднократно использовавшиеся. В
процессе обучения ученики изучают преподавателя и, вы полняя его
задания, стараются угадать критерии оценки. В АФВ особенно важ на
похвала, но следует помнить, что она долж на бы т ь всегда искренней и
своевременной, лучше хвалить действие, пост упок, чем личность.
Большое воспитательное воздействие оказы вает внешний вид преподавателя: чистота, опрятность, изы сканны й стиль одеж ды , манеры .
Алгоритм работы преподавателя (специалист а по АФК) вы глядит
следующим образом:
• Изучение диагноза ученика и материалов, связанны х с данной
проблемой.
• Тест ирование двигательны х возмож ностей занимающихся.
• Формирование мот ивации у занимающихся к занят иям.
• Вы бор: учебны х заданий; материально-технического обеспечения;
помощников; средств контроля.
• Планирование работы .
• Непосредственно учебно-воспитательная работа.
Отличительная особенность АФВ — максимальное привлечение к
учебному процессу добровольны х помощников и участников:
родителей или родственников учеников, старших учеников, всех
ж елающих. Такое увеличение « т ренерской команды » одновременно
облегчает проведение занят ия, делает его более интересны м и в то
ж е время повы шает требования к преподавателю как к организатору.
В этой связи преподавателю необходимо решить ряд задач:
• вы бор волонтера;
• его инст руктирование;
• демонстрация волонтеру учебного материала;
• предоставление ему возмож ности участвоват ь в воспитательном процессе;
• делегирование ответственности;
• воодушевление волонтера на труд и творчест во.
. В работе с волонтерами не следует забы вать следующие правила:
• всегда благодарите волонтеров за прилож енны е усилия;
• крит ика долж на бы т ь конфиденциальной и конструктивной;
• постоянно спрашивайте волонтеров об их идеях по улучшению
учебного процесса;
• продемонстрируйте волонтерам наглядны й результат их усилий: как
благодаря их действиям изменилась ж изнь учеников.
Таким образом, специалист по АФВ долж ен учиты ват ь специфику
патологии и ф окусировать внимание на особенностях
индивидуального развит ия ребёнка, даж е при обеднённы х
проявлениях моторики (без специальной стимуляции) и строить
наиболее эфф ективную модель занятия для группы , принимая во
внимание особенности каж дого и широко используя помощь
добровольны х помощников и ассистентов.