Вводные замечания
Одним из наиболее значительных периодов не только Месопотамии, но и всего Ближнего Востока является Ассиро-вавилонский период. Это эпоха окончательного формирования типа государства, долгое время просуществовавшего с небольшими изменениями на Ближнем Востоке. Поэтому в контексте развития не только этого ареала, но и всей мировой цивилизации культурно-историческая роль Ассирии и Вавилона чрезвычайно велика. Внешнее историческое противостояние двух государств не противоречит тезису о существовании единой ассиро-вавилонской культуры, и главным аргументом здесь является единство языка.
И вавилоняне, и ассирийцы писали и говорили на аккадском языке, их верования во многом схожи, литература этих народов основана в большой степени на одних и тех же источниках.
Еще ярче демонстрируют их общность исторические процессы, которые проходили в этих двух государствах.
Особенности ассиро-вавилонской культуры
Но эта культура не возникла на пустом месте. При изучении ассиро-вавилонского искусства, литературы, религии, как и других аспектов частной и общественной жизни народов Двуречья во $II-I$ тысячелетии до н.э., необходимо всегда помнить, что основой для этой культуры явились прежде всего достижения шумеров.
В этом плане ассиро-вавилонская культура представляет собой отличный пример преемственности и инновативности в культурном развитии, так как все основные черты общественного строя, уклад жизни, религиозные воззрения были восприняты обитателями Двуречья более позднего периода именно от шумеров. Кочевники, постоянно делавшие набеги на города и области древнего Шумера, со временем восприняли их письменность, культуру, богатую литературную традицию. Восприняли, но не слепо скопировали. Семитские народы, в начале $II$ тысячелетия до н.э. жившие на территории Междуречья всю культуру, искусство, мифологию шумеров проецировали на собственное мироощущение. Семитские племена, так же как и шумеры, обожествляли силы природы, будучи беззащитными перед натиском сил природы, а шумерский пантеон прекрасно «ложился» на верования древнейших семитских племен.
Жрецы вавилонских и ассирийских богов, вследствие непрерывной храмовой традиции, получили в первозданном и даже обогатившемся виде обширные научные шумерские знания:
- астрономические,
- медицинские,
- математические,
- архитектурные,
- сельскохозяйственные.
Однако самым важным, что переняла ассиро-вавилонская культура у шумеров, была письменность, которая и обеспечила преемственность двух культур.
Аккадский язык получил письменность на основе шумерской клинописи в эпоху Аккадского царства и Саргонидов, на рубеже $III$ и $II$ тысячелетий до н.э. С этого времени на аккадском и шумерском языках были созданы основные литературные произведения, записаны мифы, разнообразные научные знания и другие достижений шумерской культуры – словом, все то, что стало основой ассиро-вавилонской культуры.
Развитие художественной культуры
Однако для любой культуры кроме преемственности важен прогресс. По сравнению с шумерами был сделан значительный шаг вперед в прикладном искусстве, в ремеслах, в строительном деле. Несмотря на то, что основные направления в искусстве одинаковы, их художественная форма дает возможность определить безошибочно, к какой культуре — шумерской или ассиро-вавилонской – относится то или иное произведение. По сравнению с шумерским, ассиро-вавилонское искусство значительно монументальнее и, с художественной точки зрения более реалистично.
Теория государства была создана позднее, в Древней Греции. Однако и в Ассирийском царстве, и в Вавилонии была прекрасно разработана система эффективного управления страной. Вместо шумерских разрозненных городов-государств здесь появился совершенно новый тип правления, характеризующийся разветвленным чиновничьим аппаратом, абсолютной властью царя, строгой иерархической структурой.
Ассирийское царство представляет собой классический образец такой древневосточной деспотии. Позже этот принцип обнаруживается и в построении Персидского царства, правители которого сумели завоевать почти всю Азию, подобно ассирийским царям.
Ассиро-вавилонская культура, сыгравшая важную роль в политическом становлении Двуречья, заметный след оставила и в истории мирового искусства.
Так, стилевое развитие культуры Древней Персии в эпоху ее расцвета и позднее определил во многом монументализм ассиро-вавилонской скульптуры, а многочисленные элементы художественной культуры Древней Месопотамии дошли до нашего времени почти в неизменном виде.