Сущность понятия «неотложные следственные действия»
Неотложные следственные действия — это процессуальные действия, направленные на срочное обнаружение и фиксацию следов преступлений, в том числе, доказательств по уголовному делу, с последующим их изъятием и исследованием, которые проводятся органом дознания непосредственно после возбуждения уголовного дела.
Важно отметить, что неотложные следственные действия проводятся не только органом дознания, как первичным органом расследования преступлений, несмотря на обратную трактовку, отраженную в п.19 ст.5 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации.
Помимо органов дознания, неотложные следственные действия осуществляют:
- органы ФСБ;
- таможенные органы;
- начальники органов военной полиции ВС РФ;
- командиры воинских частей;
- начальники военного учреждения или гарнизона;
- начальники учреждений и органов УИС;
- иные должностные лица, которым делегируются полномочия органов дознания исходя из нормативного закрепления ст.40 УПК РФ.
К последней категории должностных лиц, которые обладают правом на осуществление неотложных следственных действий, относятся — начальники и руководители государственного пожарного надзора ФПС, органов внутренних дел, служб внешней разведки, ФСИН, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
Важно также заметить, что не по всем уголовным делам (составам преступлений), вышеперечисленные органы и должностные лица могут осуществлять неотложные следственные действия. Наибольшими полномочиями обладают сотрудники органов дознания, поскольку они могут проводить неотложные следственные действия по всем уголовным делам, за исключением тех, которые находятся в исключительном уголовном производстве ФСБ, таможенных органов, органов военной сферы и системы исполнения наказаний.
Помимо этого, органы дознания не могут проводить неотложные следственные действия, если такие преступления были совершены в налоговой, банковской или страховой сфере отношений.
Характеристика неотложных следственных действий
Для понимания юридической сущности неотложных следственных действий, необходимо проанализировать уголовно-процессуальное законодательство, которое наделяет полномочиями соответствующих субъектов при возникновении ситуации неотложного характера. Ситуация неотложного характера отражает такое состояние уголовного дела, когда пассивность со стороны правоохранительных органов может негативно сказаться на последующем расследовании уголовного дела.
Так, если орган дознания, орган ФСБ или иное должностное лицо, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством уполномочено на осуществление неотложных следственных действий, не осуществит необходимые меры процессуального характера по возбуждению уголовного дела, по поиску, фиксации, изъятию и исследованию доказательств по делу, то, велика вероятность их сокрытия либо самими преступниками, либо в силу объективных обстоятельств (из-за длительного временного промежутка, а также из-за естественных физических, биологических и химических процессов, влияющих на целостность доказательств).
Таким образом, в неотложной ситуации орган дознания или иной управомоченный субъект должен:
- возбудить уголовное дело;
- выполнить неотложные действия, направленные на обнаружение и фиксацию следов преступного посягательства и сокрытия такого преступления;
- осуществить процессуальное принуждение (задержать подозреваемого; применить к нему меры пресечения; осуществить привод; арестовать имущество и т. д.);
- осуществить сбор и проверку доказательств по уголовному делу (истребование и последующее исследование актов ревизии; справок и иных документов);
- осуществить дополнительные меры, носящие непроцессуальный характер, но разрешенные законом (опрос граждан; патрулирование места происшествия; доставление подозреваемых по делу).
Аспекты неотложных следственных действий
Во-первых, неотложные следственные действия выступают самостоятельной процессуальной функцией, присущей по большинству уголовных делу органу дознания.
Во-вторых, неотложные следственные действия — это первоначальный этап расследования и раскрытия уголовного преступления, тем самым, они предшествуют предварительному следствию и дознанию, как отдельному процессуальному действию.
В-третьих, неотложные следственные действия производятся в безотлагательных случаях, когда у органов дознания и иных должностных лиц, обладающих компетенцией органов дознания, есть основания полагать, что «затягивание» процесса может повлечь за собой уничтожение или объективную «порчу» следов и иных доказательств по уголовному делу, а также сокрытие самого обвиняемого.
В-четвертых, неотложные следственные действия выражаются в индивидуальной форме предварительного расследования в соответствии с положением ст. 40, ст. 152 и ст. 157 УПК РФ.
В-пятых, в ходе реализации материалов оперативно-розыскной деятельности, неотложные следственные действия являются средствами раскрытия преступлений и закрепления следов преступного посягательства.
Неотложные следственные действия с процессуальной точки зрения сроков строго урегулированы, поскольку после производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания (или иной уполномоченный субъект) обязан направить уголовное дело руководителю следственного органа.
В свою очередь следователь, приняв к своему производству уголовное дело, должен выяснить, какие неотложные следственные действия были произведены органом дознания и решить, есть ли необходимость в повторном производстве некоторых из них для дополнительного собирания доказательств.
С процессуальной точки зрения важно и то, что направление уголовного дела руководителю следственного органа, влечет дальнейшую невозможность для органа дознания производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия (их можно осуществлять лишь по поручению следователя, расследующего уголовное дело).
Итак, неотложные следственные действия представляют собой процессуальные действия, направленные на срочное обнаружение и последующую фиксацию следов и доказательств преступлений в условиях, не терпящих отлагательств, при этом в большей мере наделены полномочиями на осуществление неотложных действий органы дознания.