Алгоритм управления конфликтом
Обеспечение эффективного разрешения конфликтной ситуации заключается в прогнозировании и предупреждении конфликта или в стимулировании и регулировании конфликта с целью его решения. Процесс конфликтного менеджмента можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых преследует определенные цели и использует определенные методы достижения данных целей:
- Анализ причин возникновения конфликтной ситуации;
- Ограничение числа участников конфликта;
- Дополнительная оценка конфликтной ситуации;
- Принятие решения.
Для анализа причин возникновения конфликта используется наблюдение, беседы, изучение документации, анализ деятельности и ее результатов и другие подобные методы. С целью ограничения числа участников конфликта необходимо провести работу с лидерами в конфликтующих группах. Дополнительная оценка конфликта осуществляется с привлечением сторонних специалистов – экспертов в конфликтной области, психологов, медиаторов и профессионалов в сфере управления человеческими ресурсами. Принятие решения по поводу конфликтной ситуации осуществляется административными или педагогическими методами.
Принятие решения в управлении конфликтом
Для устранения конфликтной ситуации силами руководства принимается соответствующее решение. В процессе принятия решения необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на конфликт, которые помогают принять решение в пользу административных либо педагогических методов его решения.
Административные методы разрешения конфликта эффективны в ситуации, когда возникновение конфликта обусловлено индивидуальными личностными особенностями конфликтующей стороны. К таким особенностям можно отнести предрасположенность к конфликтам, излишнюю амбициозность или наличие разногласий по вопросам высших ценностей, а также несоответствие занимаемой должности. Конфликты, возникшие в связи с перечисленными причинами, наиболее эффективно разрешаются административными средствами.
Педагогические методы разрешения конфликта следует применять в ситуациях, когда разногласия между конфликтующими сторонами не зависят от их личностных характеристик. Такие ситуации могут возникнуть из-за низкого качества коммуникаций, искажения информации, неосознанных действий субъектов конфликтной ситуации или недооценки сотрудников.
Отсутствие учета влияющих факторов при принятии руководителем решения может иметь негативные последствия и для конфликтной ситуации, и для организации в целом. Руководителю часто мешает принять эффективное решение по поводу конфликта его личное суждение о конфликтующих сторонах, которое препятствует объективной оценке мотивов конфликта и его динамики. Кроме того, руководитель может иметь собственные интересы в разрешении конфликтной ситуации в ту или иную сторону. Часто руководители стремятся решить конфликт как можно быстрее и не уделяют достаточного внимания анализу ситуации, что может привести к ошибочным решениям и неполному погашению конфликта.
Этапы конфликта и виды деятельности по управлению им
Процесс управления конфликтом предполагает приведение в соответствие этапов конфликта и этапов управления им. Это соответствие определяет виды деятельности руководства по разрешению конфликта в различные периоды его развития.
На этапе возникновения и развития конфликта необходимо осуществлять его прогнозирование и предупреждение. В случае невозможности предупреждения конфликта руководству необходимо стимулировать его развитие таким образом, чтобы конфликт находился под контролем. Предупреждение или стимулирование конфликта продолжает осуществляться и в момент осознания конфликта, и в процессе определения процесса конфликта.
В момент начала открытого конфликтного взаимодействия следует перейти к регулированию конфликта, чтобы не допустить его разрастания и выхода из-под контроля. Регулирование осуществляется теми методами и до тех пор, пока конфликт не придет к своей завершающей стадии – разрешению.