Атомистическая космология и проблема множественности миров
Впервые идея о множественности миров была выдвинута Левкиппом, который считал Вселенную беспредельной, основу которой составляют пустота и полнота. Из них возникают бесконечные миры. Процесс возникновения миров происходит следующим образом: множество разновидных тел выделяется из беспредельности и направляется в пустоту, при этом скапливаясь. Элементы, кружась, разделяются по взаимному сходству.
В описании формирования структуры миров, данного Диогеном, разбирается возникновение Луны, Солнца, звезд и Земли.
Согласно теории Левкиппа, мир имеет структуру. У атома такая структура отсутствует, так как в нем нет пустоты. Наличие пустоты в мирах и сложных телах объясняет их изменчивость.
Из бесконечности Вселенной исходят бесконечная множественность миров.
В представлении Аристотеля Вселенная является упорядоченной системой. Если Аристотель и Платон рассматривают Вселенную как органически целесообразное устройство, то Демокрит представляет Вселенную в виде движения атомной пыли.
Таким образом, идея о бесконечно множественности миров связана с исходными механистическими установками.
Проблема множественности миров в учении Николая Кузанского
В рамках средневекового мировоззрения мир представлялся конечным и замкнутым. Николай Кузанский сформулировал концепцию бесконечно открытого мира. идеи о множественности миров у Кузанского фактически нет, есть лишь мир, имеющий свойство бесконечности. По мнению Кузанского, этот мир населяют существа, непохожие на человека. И обитают эти существа в «звездной области», в роли которой выступают Солнце, Луна и Земля. По мнению Кузанского, множественность заключается лишь во взаимодействии, то есть частный мир является конкретизацией мира Вселенной.
Парадоксом учения Николая Кузанского является то, что мир не является бесконечным, но рассматривать его как конечный нельзя. Таким образом, не говоря об этом прямо, Кузанский развивает представление о бесконечной множественности миров.
Учение Джордано Бруно о множественности миров
Идея о множественности миров и бесконечности Вселенной является ведущей идеей Джордано Бруно.
философия бесконечности Вселенной является противоречием религиозной философии о единственности и конечности мира.
Одушевленность Вселенной в учении Бруно выражается в мировой душе, главной характеристикой которой является функция посредничества между Вселенной и единым.
Наличие души говорит о том, что Вселенная является одушевленной и есть сама жизнь, а миры в учении Бруно выступают в качестве одушевленных индивидов, имеющих огромные размеры. Миры наделены не только жизнью, но и достоинством, которое заключается в сохранении и поддержании жизни.
Согласно средневековой традиции, которая признает способность творца к сотворению бесчисленного количества миров, Бруно предполагает, что учение о бесконечной множественности миров, развиваемое им, не противоречит не только разуму и научным данным, но также согласуется с принципами религии и нравственности.
В соответствии с учением Бруно, сохранение мира, его устойчивость, выражающуюся в бессмертии, рождение новых миров обеспечивает один механизм, который он называет атомно-частичным межмировым метаболизмом.
По мнению Бруно, миры являются бессмертными, но при этом их гибель возможна. Ввиду того, что вселенная является бесконечным живым организмом и является отражением божественного лика, в ней всегда господствует устойчивый порядок.
По мнению Бруно, бесконечность Вселенной предполагает бесконечную множественность миров, а признание конечности Вселенной подразумевает признание единства мира. именно в связи бесконечности Вселенной и множественности миров заключается специфика учения Бруно.
Принцип однородности Вселенной играет ключевую роль в обосновании бесконечной множественности миров. Онтологическая однородность приводит к ряду важных выводов, одним из которых является равномерность распределения совершенства. Это означает, что во Вселенной не существует областей, в которых преимущественно скапливалось бы зло и добро.
Рассматривая соотношение чувств и разума, Бруно признает право на объяснение смысла понятия бесконечности только за разумом. Обоснование тезиса о бесконечности Вселенной и множественности миров означает, что одно пространство не отличается от другого, соответственно, другие пространства также могут содержать миры.
Бруно поддерживает теорию свертывания и развертывания, предложенную Николаем Кузанским, а также принцип совпадения противоположностей. Согласно теории свертывания и развертывания, бог в свернутом виде содержит то, что Вселенная содержит в развернутом виде.
Вселенная выступает в качестве великого и бесконечного создания, а бесконечное превосходство и величие Вселенной наблюдаются и у бесчисленных миров.
Вселенная, являясь бесконечным целым, выходит за пределы возможностей познавательной деятельности человека. Вселенная является тождеством противоположностей.
Таким образом, основными моментами, являющимися структурой учения Бруно о бесконечной множественности миров, являются следующие:
- Вселенная является бесконечной
- Вселенная однородна в физическом и пространственном плане
- принцип достаточного основания, принцип изономии
- в учении существует теологический критерий, согласно которому благое должно существовать
- онтологический и аксеологический примат бесконечного над конечным
- соблюдение принципа тождества действительности и возможности
- принцип развернутой и свернутой форм бесконечности
- принцип полноты.
Все вышеперечисленные моменты связаны между собой, и их взаимосвязь позволяет Бруно развернуть аргументацию в пользу бесконечной множественности миров.
Таким образом, идея о множественности миров, зародившись еще в Древней Греции, получила развитие в учении Джордано Бруно.