Становление естествознания и науки в период правления Петра I
Развитие науки и естествознания в России связывают с деятельностью Петра I, чья реформаторская деятельность стала своеобразным переворотом в истории культуры страны. Для осуществления реформ Петру I были необходимы новые люди с новаторским, изобретательским, естественнонаучным складом ума. Император был лично знаком со многими учеными Западной Европы и имел четкое представление о главных причинах европейских достижений. Важнейшей причиной успеха он считал изучение достижений науки периода Античности. Петр I трактовал науку как кладезь вечных истин. Знания и способности истолкования религиозных текстов – основа учености. Люди, обладающие незаурядными способностями, участвовали в строительстве, военном деле, борьбе с заболеваниями, однако системы светского образования в России еще не существовало, не было и науки. В 1701 году по приказу императора в Москве была основана Навигационная школа. Именно она стала прообразом будущей системы российского светского образования. А в 1714 году Петром I была утверждена система образования детей дворян.
Практические шаги к созданию Академии наук были предприняты, начиная с 1721 года. Для этого изучался опыт создания таких академий в европейских странах. На основе полученной информации разрабатывались конкретные предложения относительно того, каких специалистов необходимо пригласить для работы в Российскую академию наук.
Проект Петербургской академии наук был утвержден в 1724 году, а в 1725 году уже прибыли первые академики, которыми были иностранцы. Среди прибывших ученых был Даниил Бернулли. Всего приехало 16 человек. Академия наук являлась государственной организацией, которая не подчинялась Сенату. При академии наук был создан Петербургский университет, при котором затем была основана гимназия.
Однако особого стремления к светскому образованию народ не проявлял. В стране существовало крепостное право. Большинство общественных деятелей отмечали необходимость политических и экономических преобразований, без которых науке было сложно развиваться. Авторитет академии к 1760 году стал падать, иностранцы не стремились поступать в академию.
На фоне этого сложного процесса внедрения в культуру России естествознания достижения отечественных ученых М. В. Ломоносова и В. Е. Ададурова, В. Ф. Зуева и других выглядят впечатляющими.
М. В. Ломоносов всю свою жизнь посвятил делу развития науки в России. Ломоносов на 17 лет раньше Лавуазье открыл закон сохранения вещества. Им были разработаны методы точного взвешивания. Ломоносов первым предположил наличие атмосферы на Венере, им была сформулирована гипотеза о кинетической природе тепла и многое другое в разных областях науки, включая гуманитарные. Ломоносов, уже будучи академиком, не выезжал за границу. Расцвет научной деятельности ученого совпал с периодом, когда интерес к науке со стороны как общества, так и власти, упал. Ученого ценили как историка, поэта, организатора, однако научная деятельность Ломоносова не получила должного внимания.
Таким образом, в начальный период становления естествознания и науки в России выделяются две общие тенденции:
- недооценка западной научной общественностью вклада русских ученых в мировую науку в связи с недоверием Запада к политике России. Этим же объясняется и то, что работы ученых СССР с недоверием воспринимались учеными мирового сообщества.
- революции и перестройки являются большим испытанием для науки.
Развитие науки в России в 19-20 веке
19 и 20 век характеризуется завоеванием и упрочением позиции российской науки в развитии мировой науки. Отечественная наука была представлена крупными учеными практически во всех областях. Например, в математике можно отметить целый ряд выдающихся ученых, среди которых Н. И. Лобачевский, который является одним из основателей неевклидовой геометрии, С. В. Ковалевская – заведующая кафедрой математики Стокгольмского университета, М. В. Остроградский, который является одним из основателей Петербургской школы математиков. Остроградский доказал формулу преобразования переменных в кратных интегралах. Г. Ф. Вороной является признанным авторитетом в области теории чисел. Огромные достижения в области прикладной математики принадлежат М.Я. Ляпунову, а А.А. Маркову принадлежат доказательства в теории чисел, математическом анализе и теории вероятности. Другой известный ученый В. А. Стеклов занимался проблемой использования математики в сфере естествознания. В честь Стеклова назван математический институт Академии наук СССР.
Для советского периода развития науки характерно централизованное управление. Основная часть ученых работала в Академии наук СССР, отраслевых НИИ и образовательных учреждениях.
В 1917-1930 годах была сформирована организационная модель науки, которая была ориентирована на потребности индустриального общества.
В этот период были образованы две системы – военная и гражданская, которая функционировали изолированно друг от друга. В научный комплекс ВПК входили крупнейшие научно-технические организации. В системе гражданской науки были образованы академический, отраслевой, вузовский, заводской сектора.
Сформированная модель отраслевой науки создавалась ориентируясь в основном на исследования прикладного характера, технологические и опытно-конструкторские разработки.
Глубокая идеологизация советской науки является одной из ключевых ее особенностей. Наука должна быть только марксистско-ленинской и противостояла буржуазной.
Современная наука
После распада СССР российская наука переживала сложные времена. Финансирование научной деятельности сокращалось, большое количество ученых были вынуждены покинуть страну в поисках заработка либо ушли в другие сферы деятельности. Утечка мозгов привела к деградации науки.
На сегодняшний момент создаются комфортные условия для научной деятельности, особое внимание уделяется молодым ученым. Вследствие этого многие ученые вернулись обратно в Россию. Начиная с 2000 г. Финансирование научных разработок существенно возросло. Однако существует ряд проблем современной отечественной науки, среди которых низкий отклик на достижения науки в бизнес среде, недостаточный уровень модернизации научно-исследовательского комплекса, недостаточное количество специалистов, обладающих необходимым уровнем квалификации в передовых научных дисциплинах.