Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Научная революция начала XX века и эмпириокритицизм

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Научная революция начала XX века и эмпириокритицизм
Научная революция начала XX века и эмпириокритицизм

Сущность эмпириокритицизма

Определение 1

Эмпириокритицизм – это направление в философии, разработанное Рихардом Авериусом, который отправным пунктом своей теории познания полагал не мышление или субъект, не материю или объект, а чистый опыт в том виде, в котором его непосредственно познают люди.

Непосредственные данные, которые получает индивид посредством опыта, эмпириокритицизмом принимается в качестве чего-то, признаваемого неоспоримым со стороны всего человечества, составляя естественное понятие о мире и выражаясь тем, что любой человек изначально обнаруживает в отношении к себе окружающее с многоразличными составными частями, а другие люди с разнообразными высказываниями и высказываниями какой-либо зависимости от окружающей действительности. Основываясь на вышесказанном, эмпириокритицизм занимается исследование методических отношений рассматриваемой личности, среды и других личностей.

Помощь со студенческой работой на тему
Научная революция начала XX века и эмпириокритицизм

В России идеи эмпириокритицизма представлял предмет острой дискуссии. Активное участие в ней принял В.И, Ленин и его труд «Материализм и эмпириокритицизм» По данной теме мы уже выполнили реферат "Эмпиризм и рационализм" подробнее стал после Октябрьской революции каноническим образцом марксистской философии, что обусловило распространение в СССР ряда предвзятых представлений об этом философском течении.

Основные положения эмпириокритицизма

Эмпириокритиками были разработаны и сформулированы наиболее значимые методологические принципы, которые должны быть базисом любого научного исследования:

  • Принцип корреляции или координации – основан на том, что обязательно существует связь субъекта и объекта в ходе познания. В соответствии с этим принципом, научное знание в своем содержании зависит, в первую очередь, от субъекта познания, так как именно реально связан со своими ощущениями.
  • Принцип критики опыта – требует очистки содержания опыта от серии ненужных иллюзий, выдумок и теоретических фантазий.
  • Принцип экономии мышления – логическое продолжение принципа критики опыта. Он требует от ученого экономить сообщения и понимания. Авенариус считал, что такого рода экономия и составляет сущность науки. А наука есть описание фактов, требующее ограничения научного знания эмпирическим материалом.

Научная революция начала ХХ века

Конец XIX – начало ХХ века были ознаменованы целым рядом блестящих открытий в области физики – было открыто сложное строение атома, радиоактивность, рентгеновские лучи, дискретность электромагнитного излучения и пр.; на основании законов Г. Менделя в биологии оформилась генетика. Общий итог этих открытий – сокрушительный удар по механистической картине мира, смена старой парадигмы. С середины 90х годов XIX века началась третья глобальная научная революция.

Замечание 1

Наиболее существенная теория, положенная в основание новой научной парадигмы – теория относительности Эйнштейна По данной теме мы уже выполнили реферат Альберт Эйнштейн подробнее и квантовая механика. Появление этих теорий изменило естественно-научную картину мира.

Из-за теории относительности Эйнштейна отказались от представления о существовании единого центра Вселенной. Представления людей об объектах окружающего мира имеют смысл, только если они связаны с какой-то системой отсчета. Иными словами, все знания человека о мире относительны.

Изучение микромира вызвало переосмысление многих понятий классического естествознания. Например, при описании движения микрочастиц, уже нельзя пользоваться тем определением траектории, которое было приведено в механике Ньютона. Это произошло из-за того, что в микромире действуют вероятностные законы, а значит и местоположение частиц в пространстве можно указать лишь с той или иной долей вероятности.

В конце XIX века, кроме открытий в сфере электричества и магнетизма, было сделано еще много открытий:

  • открыты рентгеновские лучи;
  • установлена зависимость массы электрона от его скорости;
  • открыта радиоактивность;
  • открыт фотоэффект и определены его законы и пр.

Новой парадигмой было полностью изменено представление об отношениях субъекта и объекта познания. Объект познания перестали воспринимать в качестве существующего самого по себе. Оказалось, что его описание находится в зависимости от условий познания.

Замечание 2

Новыми теориями было продемонстрировано, что абсолютная истина недостижима, абсолютно точная картина мира не может быть нарисована. Любая картина мира может обладать только относительной истинностью.

Например, мыслители древности считали, что мельчайшая частица вещества – атом. В конце XIX века было открыто сложное строение атома: он включает протоны, нейтроны и электроны. На сегодняшний день доказано, что протон тоже сложная частица, состоящая из кварков. На каждой ступени познания утверждения о строении вещества – это относительная истина, но последнее утверждение стоит ближе всех к истине абсолютной.

Иными словами, третья научная революция вызвала смену теоретических и методологических установок во всем естествознании. Отличительная особенность данной ступени научного познания – это то, что теперь вместе с физикой в естествознании лидерство приобрела целая группа отраслей: химическая, биологическая, кибернетика, космонавтика и др. Уже в новой неклассической картине мира были совершены мини-революции в биологии – развивается генетика, космологии – не стационарность Вселенной.

В ХХ веке неклассическая наука приобрела осознание того, что все знания людей зависят от познающего человека, то есть субъекта.

Например, физиками признано, что в квантовой механике знание получается не о самой частице и ее самостоятельном существовании, а о том ее состоянии, в которое она перешла после воздействия на нее прибора в ходе эксперимента. И ХХ век обнаружил разрушительный потенциал науки, заставив задуматься о том, какими образом привести в соответствие процесс научного развития и гуманистические идеалы, как сделать их органической частью познавательной и практической человеческой деятельности.