Предпосылки первой научной революции
Познание природы в эпоху средневековья было не популярно. Интерес к природе вновь возник лишь в последние века этой эпохи. Главной предпосылкой для этого послужили новые переводы сочинений древнегреческого философа Аристотеля. В этот период вновь стали популярными натуралистические сочинения ученого и труды, в которых содержалась методология наблюдения за природой.
Впервые в рамках средневековой философии необходимость применения методологии Аристотеля для получения знания была озвучена Робертом Гроссетесту. Главная роль в развитии методологии опытного познания принадлежит Роджеру Бэкону, который является учеником Гроссетеста. Согласно мнению Бэкона, качеством критерия достоверности полученного знания выступает именно опытная наука, а доказательство без опыта является абстрактным, соответственно, может быть ошибочным.
Однако, для работ Гроссетеста, Бэкона и других ученых средневековья характерно, что они продолжают решать ту же задачу – укрепление авторитета церкви, а опыт выступает в качестве подтверждения истинности божественного Писания. Идеи опытной науки, предложенные Бэконом и Гроссетестом, остались задачей науки будущего. В период конца 15 – 16 веков – в эпоху Возрождения, произошла первая научная революция.
Наука в эпоху Возрождения
Главным характерным отличием науки эпохи Возрождения является стремление к свободе от церковного авторитета. Познавательное отношение связано, прежде всего, вниманием к индивидуальному, частному, во всем его многообразии, а не к Творцу. Вопрос что является сущим по замыслу Творца меняется на вопрос о том, что такое сущее в ее природном проявлении. Авторитетное мнение церкви в этот период считается препятствующим развитию науки, сковывающим познавательную деятельность.
Ключевым методом познания в науке эпохи Возрождения является опыт который рассматривается как взаимодействие разума и чувств в созерцании природы. Природа считается единственным источником истинной мудрости.
Наука отошла от церковных догматов, однако, как и прежде, истинной целью существования человека на Земле считается стремление к Богу. Однако это стремление приобретает иной, деятельностный характер, который выражается в реализации творческих усилий, в раскрытии человеком возможностей, заложенных Творцом.
Важным достижением науки эпохи Возрождения является учение Николая Коперника, согласно которому, Земля не является центром мироздания. Гелиоцентрическая система Н. Коперника приходит на смену геоцентрической системы мира, предложенной Птолемеем. Тем самым, наука показала свою роль в решении проблем мировоззрения. Новая система мира подорвала догматы религиозного мировоззрения.
Революционное значение учения Коперника проявилось еще и в том, что помимо борьбы с церковными догматами, оно произвело переворот в научном мышлении. Перед человеческим разумом открывались новые возможности и перспективы. Система мира Н. Коперника открыла новую эпоху в изучении астрономии.
Джордано Бруно, один из известнейших сторонников учения Коперника, отрицал существование центра Вселенной. В его учении Вселенная является бесконечной и в ней существует большое количество систем, похожих на Солнечную систему.
Для науки эпохи Возрождения характерно стремление понять принципы действия приборов и механизмов, понять устройство самого человека.
Леонардо да Винчи стремился применить знания прикладной механики в анатомии, изучение которой он проводил всю свою жизнь. Леонардо да Винчи пытался найти соответствие между функционированием механизмов и приборов с функционированием органов человека. Он считал, что для получения точных и достоверных знаний необходимо применять математику и механику, которую он рассматривал не как теоретическую науку, а как искусство конструирования разного рода приборов и механизмов. Леонардо да Винчи считал, что ошибочными могут быть только суждения, а опыт не ошибается никогда. Именно он пришел к выводу о необходимости соединения опыта с его математическим осмыслением, что является основой естествознания, как науки.
Однако несмотря на увеличение числа инженеров и строителей, идея описания законов природы математическим языком развивалась в период эпохи Возрождения довольно медленно.
Наука Нового времени
В эпоху Нового времени произошла вторая научная революция. Именно этот период считается эпохой рождения современной науки, основы которой были заложены:
- Г. Галилеем,
- И. Ньютоном,
- И. Кеплером.
Учение Г. Галилея содержало основополагающие законы и принципы классической механики. Заслугой Галилея является открытие законов колебания маятника, установление вращения Солнца вокруг своей оси. Кроме того, он экспериментальным путем вычислил вес воздуха, открыл спутники у Юпитера. Галилей придерживался взглядов Н. Коперника.
И. Кеплер посвятил себя изучению небесной сферы, работал над составлением звездных таблиц. Главной заслугой Кеплера является формулировка трех законов движения планет относительно Солнца. Кеплеру принадлежит разработка теории лунных и солнечных затмений, а также способов их предсказания. Кроме того, он максимально точно рассчитал расстояние между Солнцем и Землей.
И. Ньютон независимо от Г.В. Лейбница разработал интегральное и дифференциальное исчисление для решения сложных задач механики. Заслугой Ньютона является открытие трех законов динамики, а также закона всемирного тяготения, которые стали основой классической механики. В своей работе «Математические начала натуральной философии» И. Ньютон математически вывел все факты механики земных и небесных тел, включая и законы движения планет Кеплера.
Таким образом, в этот период в результате научных открытий была практически полностью сформирована классическая механика.
Развитие науки оказало большое влияние на все формы жизнедеятельности человека, включая и его мировоззрение. Строение всего мироздания объясняла сформировавшаяся механистическая картина мира.