Основные черты четвертой научной революции
Четвертая научная революция началась в конце ХХ века. В этот период стали формироваться принципиально новые изменения в основаниях науки. В ходе четвертой научной революции зарождается новая постнеклассическая наука.
Активное использование научных достижений во всех сферах жизни, применение новейших технических достижений для получения знаний изменило характер научной деятельности. То есть речь идет о компьютеризации науки, появлении сложных комплексов приборов, обслуживание которых предоставляется исследовательским коллективам. Такие приборные комплексы функционируют подобно средствам промышленного производства.
Помимо основных дисциплинарных исследований значимое место занимают междисциплинарные формы исследовательской деятельности, а также проблемно-ориентированные виды исследований.
Если предметом какой-либо научной дисциплины в классической науке составлял изолированный фрагмент действительности, то спецификой современной науки являются комплексные исследовательские программы, в которых участвуют специалисты различных областей науки. Ключевую роль в организации таких исследований играет подготовка кадров, определение наиболее приоритетных направлений и их финансирование и т.д.
Непосредственно в процессе определения приоритетов научно-исследовательской деятельности помимо познавательных целей важную роль играют цели, носящие экономический, социальный и политический характер.
В процессе реализации таких комплексных научно-исследовательских программ происходит объединение прикладных и фундаментальных знаний, теоретических данных и экспериментальных исследований. В результате этого усиливается взаимодействие картин реальности, сформированных в различных науках. В ходе этого процесса происходит стирание границ взаимодействующих наук, исчезает разграничение между картинами реальности в этих науках, они становятся взаимосвязанными и представляют фрагменты целостной общенаучной картины мира. На развитие картины мира влияют, помимо достижений фундаментальных наук, результаты прикладных исследований.
Таким образом, четвертая научная революция связана с появлением особых объектов исследования, что в результате привело к принципиальным изменениям в науке. Объектом изучения науки становятся:
- Земля как система, в которой взаимодействуют биологические, геологические, техногенные процессы
- Вселенная как система, в которой происходит взаимодействие микро и мега-мира.
Отличие постнеклассической науки от неклассической состоит в том, что теперь метод исторической реконструкции применяется не только в гуманитарных дисциплинах, но и в космологии, астрофизике, физике элементарных частиц и т.д.
Физика стала применяться и при изучении структуры элементарных частиц, появляется новое понятие «кварки».
В этот период возникает новое направление, получившее название синергетика, которая стала главной методологической концепцией при объяснении исторически формирующихся нелинейных систем, которые осуществляют переход от одного относительно устойчивого состояния к другому.
В диссипативных структурах появляется новое свойство – саморегуляция. В системе существуют «точки бифуркации», в которых она имеет веерный набор возможностей для дальнейшего развития. Таких возможностей большое количество, и просчитать, какая именно будет реализована, невозможно. Из всего веера возможностей системой будет выбрана одна, и этот выбор необратим. Соответственно, возрастает ответственность исследователя. Возникает необходимость построения идеальных моделей с большим числом параметров и переменных. Эту задачу можно выполнить при помощи компьютеризации.
Особенностью постнеклассической науки является то, что рациональное познание не является безусловно приоритетным перед внерациональными и дорациональными формами.
Еще одной особенностью науки в постнеклассический период является то, что в процессе соединения эволюционной идеи с принципами синергетики сформировалась новая версия глобального эволюционизма. В этой версии эволюция рассматривается как универсальный процесс самоорганизации систем в обществе, в природе, в Космосе. Разработка этого принципа основана на Космологической теории А. Фридмана о расширяющейся Вселенной и учению В.И. Вернадского о био- и ноосферах. Теория Фридмана (теория «Большого взрыва») свидетельствует о том, что эволюция присуща не только живым организмам, но и Вселенной. Учение Вернадского предполагает, что жизнь – это эволюционный процесс, который включен в космическую эволюцию, а Космос является нашим домом.
Таким образом, основные черты четвертой научной революции заключаются в следующем:
- использование метода исторической реконструкции в других науках, в том числе и в физике. Использование этого метода в физике элементарных частиц привело к изменению картины мира
- возникло новое направление в науке – синергетика
- принцип необратимости выбора привел к поиску новых стратегий исследователя при работе с системами. Субъект познания в постнеклассической науке перестает быть лишь внешним наблюдателем
- непосредственным компонентом исторически развивающихся систем в постнеклассической науке становится сам человек
- в результате преобразовательной производственной деятельности человека возникла необходимость во включении оценок, носящих общественно-социальный и этический характер.
Основные достижения науки в результате четвертой научной революции
В ходе четвертой научной революции формируется квантово-релятивистское представление о мире. Основными открытиями науки в это период являются:
- открытие процессов радиоактивного распада, обнаружение электронов, позитронов
- становление квантовой теории строения атомов
- открытие теории относительности А. Эйнштейном
- открытие корпускулярно-волнового дуализма элементарных частиц
- открытие новых микрочастиц. Было выявлено, что элементарные частицы состоят из кварков
- создание кварковой гипотезы
- развитие генетики
- расшифровка молекулы ДНК
- становление диалектико-материалистической картины мира.