Западная и российская модели биоэтики
Современная биоэтика характеризуется тем, что стремится к философской рефлексии основ морали. Проблемные вопросы биоэтики выносятся на публичное обсуждение, что способствует изменению законодательства. Современная биоэтика стремится к философской рефлексии оснований морали. Благодаря этому вопросы ответственности в сфере биомедицины и здравоохранения, справедливости, безопасности, подвижности пределов человеческой жизни прочно закрепились в правовом поле общества.
Существует несколько моделей биоэтики, среди которых различаются исторические модели биоэтики:
- модель Гиппократа,
- модель Парацельса,
- деонтологическая модель.
Кроме того, существует западная модель биоэтики и российская.
Западная модель биоэтики основывается на системе либеральных ценностей. В данной модели индивид рассматривается как автономная личность, которая способна рационально мыслить и принимать решения, а также нести ответственность за них. Технологии, отвечающие за реализацию прав и свобод в сфере биомедицины, были разработаны в западной модели биоэтики. Западная модель биоэтики основана на традициях американской культуры, и опирается на право прецедента, который предполагает отказ от императивности и общеобязательности. То есть, этический контроль в рамках западной модели биоэтики связан с правовой системой.
Российская модель биоэтики возникла в связи с развитием биомедицины. Она связана с проблемами трансформации человека, с практикой использования продуктов фармакологии. Российская модель биоэтики основывается на принципах традиционной российской этики, которая выделяет единство ценности жизни человека и бытия природы. В данной модели отмечается в первую очередь тема гуманного отношения к жизни и соблюдения человеческого достоинства.
Исторические модели биоэтики. Модель Гиппократа
Модель Гиппократа является исторически первой сформировавшейся формой врачебной этики. Моральные принципы врачевания впервые были изложены Гиппократом в «Клятве», в книгах «О врачах», «О законе», и т.д. Гиппократ считается основателем медицины. И он же является основателем профессиональной врачебной этики.
Древние культуры относились к людям, умеющим врачевать, как к избранным богом. В вавилонской, иудейской, индийской, египетской и других древних культурах врачи почитались наравне с жрецами. Известно, что в Вавилоне врачи были жрецами, и в качестве основных средств врачевания использовались религиозные обряды и магия.
А в Египте первый египетский врачеватель Имхотеп являлся жрецом и даже был обожествлен. Храм, названный в его честь, одновременно являлся госпиталем и медицинской школой.
Практиковать врачевание было дозволено исключительно магам в Персии и брахманам в Древней Индии.
По мнению исследователей, отец Гиппократа тоже являлся жрецом бога медицины в древнегреческой культуре – Асклепия.
Развитие рационального знания и появление принципов демократической жизни повлияло на становление светской медицины. Изначально необсуждаемые права жрецов – лекарей сменились моральными профессиональными гарантиями врачей перед пациентами. Именно в Клятве Гиппократа впервые были выписаны обязанности лекаря перед пациентами, а также перед своими коллегами.
В модели биоэтики Гиппократа действовал главный принцип: не навреди. Он является гражданским кредо врачебного сословия. Главной чертой биоэтики является отношение врача к пациенту и здоровому человеку по принципам заботы, помощи, поддержки.
Эти нормы и принципы, сформулированные Гиппократом, не просто отражение отношений врача и пациента в определенный исторический период. Эти принципы актуальны и сегодня.
Модель биоэтики Гиппократа содержит профессиональную гарантию, которая является условием признания врача не только обществом, но и каждым конкретным человеком, который доверяет врачу самое ценное – свою жизнь.
Модель Парацельса
В эпоху Средневековья сложилась вторая модель биоэтики – модель Парацельса. Эта модель является формой врачебной этики, которая рассматривает отношения врача с пациентом как составляющую часть терапевтического поведения врача. В модели Гиппократа отмечается социальное доверие личности пациента, а в модели Парацельса учитываются эмоционально – психические особенности пациента, а также отмечается важность душевно-духовных контактов пациента с врачом. То есть, в рамках модели Парацельса считается, что душевный контакт врача с пациентом является составляющей лечебного процесса.
Главным моральным принципом в этой модели биоэтики является принцип «делай добро», «твори любовь». Врачевание рассматривается как один из способов осуществления добра, которое имеет божественное происхождение. В работе врач должен руководствоваться Богом, а важнейшей основой любого лекарства является любовь.
В эпоху Средневековья уровень медицинских знаний находился в связи с христианской антропологией. Считалось, что физическая боль – это отражение боли душевной. Это утверждение способствовало развитию терапии внушения. Считалось, лечение пациента зависит от его веры врачу.
Врач, в рамках этой модели биоэтики, должен быть безупречным, как в плане поведения, так и в плане безукоризненного соблюдения этических норм и принципов.
Деонтологическая модель биоэтики
Существенную часть биоэтики, в частности, медицинской этики, составляет понятие нравственной безупречности врача. Это способствовало развитию новой модели биоэтики – деонтологической.
Термин деонтология был введен в науку Н.Н. Петровым в середине ХХ века. Этот термин означал врачебную этику, область медицинской практики, которая в 1917 году была в России отменена за связь с религиозной культурой.
В рамках этой модели разработаны жесткие правила, как врач должен себя вести по отношению к пациенту. Причем нарушение этих правил подвергалось наказанию.
Основным принципом деонтологической модели биоэтики является принцип «соблюдай долг». Это предполагает выполнение определенных требований. Именно идея долга определяет поведение и действия врача.
Таким образом, формирование исторических моделей биоэтики было связано в первую очередь с медициной. Именно развитие медицины привело к необходимости регулирования этического повеления врача по отношению к пациенту.