Эмансипация женщин - это процесс предоставления женщинам равных прав с мужчинами в политической, трудовой, общественной и семейной жизни. Под равноправием понимается право женщин избирать и быть избранной в государственные органы власти, право на образование, право на труд и равную зарплату.
Участие русских дворянок начала XIX века в общественной жизни
В 1812 году было учреждено «Женское патриотическое общество», ставшее первой в истории русской женской организацией. Его цель состояла в заботе о нуждающихся, прежде всего о беспризорных детях. Похожую деятельность вели многие жёны декабристов, в селениях Сибири создававшие библиотеки, пункты медицинской помощи, организовывавшие концерты и лекции. Впоследствии их образы сыграли важнейшую роль в формировании русского женского характера, а именно готовых на самопожертвование ради идеалов бескорыстных женщин. Признание обществом этих женщин в дальнейшем послужило толчком для женской эмансипации, начавшейся в середине XIX века. Долгое время декабристки служили образцом для подражания активисток конца XIX века.
Борьба за равноправие женщин значительно усложнялась крепко устоявшимся образом женщин, как верных спутниц мужчин, а женщины, выходившие за привычные рамки, встречали в обществе неприятие. В кругах интеллигенции с большим недоверием встречали женщин-профессионалов. Важную роль в продвижении прав женщин играли «беззаконные кометы в кругу расчисленном светил», призывавшие по-новому взглянуть на устоявшиеся стереотипы, ломавшие старые нравственные критерии и призывавшие к утверждению свободы личности.
Зарождение женского движения в середине XIX века
Женское движение в России в XIX веке связано с попытками обеспечить женщин возможностями трудовой профессиональной занятости, а через нее и получением экономической независимости и борьбой за доступ женщин к высшему образованию.
Перелом в общественном осознании женского вопроса происходит в начале 1860-х годов. Проявляется массовый интерес к правовому статусу женщины, в дальнейшем стали появляться многочисленные диссертации известных учёных и работы публицистов, которые были связаны с проблемой правового статуса женщины, возможного предоставления им прав и проблемами эмансипации.
На рубеже веков освещением исторического прошлого женского неравноправия заинтересовались сами женщины, тогда активистки начали публикацию статей, пытающихся, обратившись к историческим корням, дать научное обоснование этого явления. Согласно распространенному убеждении., главными причинами попрания прав женщин были «утверждение патриархальных начал» под влиянием православия и распространение византийской литературы. Идеей свободы женщины нередко становилась идея свободы от семейных уз, и радикально настроенные женщины разрывали брачные узы, таким образом выражая свой протест. Идея равноправия супругов нашла отражение в произведениях Чернышевского и Писарева. Впервые стало признаваться право на замужество по любви. В 1859 году женские активистки, позже получившие название «феминистского триумвирата», создали организации:
- «Общества доставления дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга»;
- «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению».
Эти организации ставили перед собой цель улучшения финансового и правового положения работниц, а также предоставления им новых рабочих мест. В Петербурге в 1862 году была образована первая трудовая женская ассоциация — «Общество женского труда». Подобные организации вскоре стали возникать и в других городах, таких, как Киев, Пермь, Харьков, Казань, Одесса и другие. Женщины в это время стали собирать многочисленные петиции, в которых просили предоставления им права на получение высшего образования. В течение последующих десятилетий для женщин создавались специальные учебные курсы, а желающие получить высшее образование уезжали за границу, но в будущем эти женщины имели проблемы с трудоустройством. С целью помочь им, было создано специальное «Общество вспоможения окончившим курс наук».
Движение за эмансипацию женщин в конце XIX века
Все официальные женские организации в 1881 году были запрещены, что нанесло урон по многим общественным объединениям.
В конце XIX века выросло число фиктивных браков, в основном имевших цель избавиться от зависимости от родителей. Многие общественные деятели и Русская Православная Церковь развернули активную борьбу против фиктивных браков. По их мнению, фиктивные браки свидетельствовали о начале морального разложения семейных ценностей.
В 1885 году в силу вступили «особые нормы охраны труда женщин», запретившие работать роженицам, матерям, чьи дети не достигли 4 недель от роду, несовершеннолетним девушкам, а также всем женщинам на работах, причиняющих женскому организму вред и связанных с переносом тяжелых грузов и работой с всяческими вредными веществами.
Борьба женщин в основном велась за получение прав на равное образование с мужчинами. В этот период массово разорялись мелкие дворянские хозяйства, что подталкивало хозяев к переезду в крупные города. Таких людей стали называть «помещичьим пролетариатом». Они имели ограниченные финансовые возможности, и для женщины из таких семей единственной возможностью для хорошей жизни стало получение высшего образования.
Можно сказать, что женское движение в России было успешно: в России одной из первых стран мира удалось предоставить женщинам всю полноту избирательных прав.
Таким образом, женское движение в России начало складываться в середине XIX века в контексте политического и социально-экономического кризиса и общедемократического подъёма.
В первые годы российское женское движение занималось культурно-просветительской и благотворительной, а также социальной работой. В начале 1890-х годов, женское движение начало формировать новую идеологию и выдвинуло новую цель - получение женщинами трудовых и избирательных прав.