Крестьяне в XVII в. были самой многочисленной группой населения. Они делились на зависимых и независимых, первые из которых назывались владельческими, а вторые – черносошными. Их общественное положение существенно различалось.
Независимые категории крестьян
Черносошные крестьяне:
- были лично свободными и не зависели от какого-либо землевладельца;
- могли менять место жительства и хозяйствования, то есть не были прикреплены к земле или помещику как владельческие;
- имели право иметь собственность и распоряжаться принадлежавшей им землей.
Формально их хозяином было государство, в пользу которого они несли повинности в виде податей и всевозможных работ.
По мере усиления крепостнического гнета, количество независимых крестьян неуклонно сокращалось, поскольку помещики старались забрать себе как можно больше земель с крестьянами на них, тем самым лишая последних личной свободы. Методы закрепощения были различные: невыплата долга, женитьба на крепостной и т.д. Закрепостить можно было и всех членов семьи, если один из них был крепостным. Известны случаи, когда землевладельцы предъявляли полученные путем подкупа фальшивые свидетельства о том, что в прошлом один из предков свободного крестьянина был в зависимости от предков этого помещика. В таких случаях суд крайне редко вставал на сторону пострадавших.
К концу XVII в. давление на черносошных крестьян все более увеличилось со стороны государства, которое облагало их достаточно большим количество налогов и переводило в категорию государственных, то есть прикрепленных к государственным землям и не имеющих полной свободы передвижения.
В течение XVII в. черносошные крестьяне активно сопротивлялись тенденциям нарастающего гнета. При этом отдаленные уголки страны (Север, Сибирь) отличались меньшим гнетом по отношению к крестьянам, что и было причиной оттока некоторой части населения туда.
Зависимые категории крестьян
В крепостничество могли переводиться также бобыли (крестьяне, которые не имели собственного подворья и земли, либо которые утратили право на его получение) и холопы, которые и так, по сути, считались собственностью владельца, будучи в роли прислуги.
Крепостные крестьяне находились в более тяжелом положении. Они отличались отсутствием личной свободы, прав распоряжения имуществом и землей, будучи зависимыми от помещика. Не могли они и свободно переходить от помещика к помещику и убегать, так как беглых крестьян разыскивала специальная инстанция. Существовали урочные лета – срок сыска беглых крестьян, в разное время колебавшийся от 5 до 15 лет. Крепостнический строй окончательно утвердился после того, как Соборное Уложение в 1649 г. утвердило бессрочный сыск беглых крестьян, а также прикрепление их к земле, на которой их записала перепись 1620 г.
Крепостные крестьяне в свою очередь делились на несколько категорий:
- помещичьи: крестьяне, изначально населявшие земли (поместье), которые давались служилым людям на время их службы государству; позже эта форма временной зависимости перешла в постоянную, а помещики стали основными владельцами крестьян; к концу XVII в. помещичьи крестьяне составляли 60 % от всех крестьянских дворов;
- монастырские (церковные): крестьяне, населявшие земли Церкви, также, ставшие зависимыми; к концу XVII в. составляли 15 % от всех крепостных крестьян;
- дворцовые: крестьяне, принадлежавшие лично царской семье и работающие на ее землях; их положение из всех крепостных было самым лучшим; составляли они примерно 10 % от общего количества крепостных, но этот процент неуклонно возрастал.
Главной повинностью, которую отрабатывали и свободные, и зависимые крестьяне, была барщина, которая представляла собой обязанность работать на землях помещика. По сути, она являлась принудительным трудом крепостных. За использование надела, предоставляемого землевладельцем, крестьяне должны были отрабатывать (со своим инвентарем) в пользу помещика определенное количество дней. Закон не ограничивал количество дней, но это право определения было у помещика, что зачастую приводило к произволу. Обычно же барщина составляла от 3 до 5 дней в неделю, но помещик мог легко установить и все шесть дней. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено.
Еще одной повинностью был оброк, который выражался в уплате хозяину части урожая или денег, в размере, опять же определенном помещиком.
Крестьянский быт
Образ жизни крестьянина определялся его социально-экономическим положением в общества. Центром жизни была сельская община, в которой жили свободные крестьяне. В условиях неразвитого быта, каждодневные нужды ограничивались удовлетворением минимальных потребностей.
Крестьянские семьи были многочисленными: иметь 10 детей считалось нормой. Они с детства приучались к крестьянской работе, и редко знали другую жизнь. Наследство переходило к мальчикам, девочки же после замужества считались членами мужниной семьи. В брак вступали с мальчики 15 лет, а девочки с 12. Крепостные крестьяне не имели свободы выбора в этом вопросе и могли жениться только по разрешению помещика. Порой помещик женил или выдавал замуж крепостных, не спрашивая их мнения.
Обычный крестьянский двор состоял из избы, клети и хлева для скота. В зимнее время единственным источником тепла была печка, которую топили по «черному». Стекол на окна не было, вместо них использовали холстину, бычий пузырь, а зажиточные крестьяне могли позволить себе слюду.
Питались крестьяне достаточно скудно. Главными продуктами были рожь, пшеница и овес, из которых делали хлеб, пироги, квас и пр. Выращивали капусту, морковь, репу, редьку, огурцы, которые солили и умели сохранять в течение долгого времени. Кроме выращенного урожая, собирали грибы, ягоды и орехи в лесу.
Одежда была небогатая: традиционно носили подпоясанную рубаху из домотканого волокна. На ноги надевали поршни – два куска кожи, обернутые вокруг щиколотки – их носили осенью либо зимой. В сухую погоду зачастую носили лапти.
Положение крестьянина в XVII в. не было легким. Именно на крестьян, как на самую многочисленную часть населения, ложились налоги, которые они обязаны были отдавать в пользу государства и (или) помещика. Множество повинностей, ложившихся на них, и стремление государства и помещиков прикрепить крестьян к земле и превратить их в простую рабочую силу лишь ухудшало их положение.