Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Крестьянская община в московском государстве в 14-17 веках

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Крестьянская община в московском государстве в 14-17 веках
Крестьянская община в московском государстве в 14-17 веках
Определение 1

Крестьянская община (мир) — это единица административно-хозяйственного крестьянского самоуправления.

Крестьянская община в XIV-XVI веках

Присоединение к Москве Новгородских владений, включение этих территорий в состав централизованного государства привело к смене верховного владельца земель: все земли новгородских бояр и значительная часть монастырских и церковных земель были конфискованы в пользу казны. Верховным владетелем считался Московский великий князь, а после – царь. Здесь сформировалось тягловое сословие «черносошных» крестьян, получивших название от податной единицы – «сохи». В XVI–XVII веках прослеживается политика правительства на ограничение и запрещение поземельных операций крестьян, что привело к оформлению прикрепления крестьян к земле, невозможности покинуть надел.

Помощь со студенческой работой на тему
Крестьянская община в московском государстве в 14-17 веках

В середине XVI века формируется институт сословно–представительной монархии, и распространение получает земское самоуправление, основанное на традициях крестьянской общины. Постепенно изменяется основа налогообложения. Она стала учитывать не только обеспечение землей, но и трудоспособность двора. Внутри деревни крестьяне сами определяли долю двора исходя из принципа: «по силе и тягло». Тем самым община по-прежнему ведала раскладкой налогов. Крестьянская община как и раньше следила за использованием общинных угодий, собирала налоги. Судебные функции постепенно переходят представителям верховной власти. Устройство и функционирование крестьянской общины представил историк М.М.Богословский.

Замечание 1

В первую очередь деревенский общинный союз – это хозяйственное объединение совладельцев различных угодий.

Осуществлявшаяся по погостам система обложения заставляла крестьянскую строго следить за использованием земель, не допускать запустения, поскольку размер податей с запустевших земель ложился на членов общины до составления нового письма. Хотя община давала по–прежнему льготы на разработку участков, но в XVI веке уже считалось, что занимать пустые участки возможно только с разрешения государства. Важной проблемой был и вопрос землепользования. Эта функция приобретала особую значимость в условиях трехпольного севооборота. Община устанавливала одинаковые сроки сева и снятия урожая, принудительно внедряла одинаковые севообороты, определяла использование полей после снятия урожая под выпас скота.

Для осуществления функций крестьянской общины была создана сложная система выборных органов, от низших – представителей отдельных деревень, до высших – представителей волостных мирских организаций. Система выборных должностей начала складываться в новгородский период, но лишь к XVI–XVII векам, в период расцвета земского самоуправления, она окончательно оформлялась. Деревенский мир выбирал должностных людей. Участвовали в выборах все дворохозяева поселения. Для избрания выборных должностей волости или погоста в поселениях выбирали «добрых людей» -представителей, которые выражали интересы деревни или волости. На сходе избирался староста – ключевое лицо мирского самоуправления. Староста избирался на один год, и крестьянский мир следил, чтобы сроки не продлевались, ибо считалось, что увеличение срока ведет к злоупотреблениям. К обязанностям волостных старост относились сбор и раскладка податей, передача их государственным органам. Деревенские старосты следили на местах за правильностью налогообложения. Старосты также наблюдали за правопорядком и пресекали его нарушения.

В ведение мирских организаций входили и судебные функции. Для разбора дел в первой инстанции (сбор сведений о преступлении, обыски, опрос свидетелей, задержание подозреваемых) избирали земского судейку, а если его не было, эти задачи выполнял староста.

Крестьянская организация контролировала избранников, которые по сложным вопросам были обязаны советоваться с избирателями. Одновременно мир был должен содействовать представителям. Содержание выборных представителей возлагалось на общину.

Представители волостей собирались для решения вопросов уезда на «всеуездный совет». Обыкновенно от волости на съезд являлся один представитель, но иногда отправляли и несколько представителей.

Крестьянский мир в XVII веке

Во второй половине XVII века область действий органов земского самоуправления сужается. В уезды назначаются воеводы, в чьи задачи входил финансовый контроль за поступлением налогов. Воеводы вели учет земли и доходности участков хозяйств. Хотя сборы налогов производили по–прежнему старосты, но надзор осуществлял воевода. Во второй половине XVII века, когда в России сформировался институт абсолютной монархии, значительные изменения происходят и в положении крестьянства.

Крестьянство центральной России оказалось закрепощено. Северное крестьянство становится экономически зависимым, что в первую очередь выражается в прикреплении дворохозяев к наделам, в частности, в этот период, запрещаются поземельные сделки между крестьянами. Правительство приказало сыскивать и возвращать на участки крестьян продавших или сдавших их в аренду. В течении XVII века произошла смена налогообложения – постепенно поземельный налог заменился подворным. Если подати ранее взимались с владельцев земли, то теперь распространились на всех домовладельцев, что привело к включению в налогообложение категорий крестьян «бобылей» и «половников», которые имели дома, но не имели земельных участков. Первые жили за счет ремесленной или промысловой деятельности, а вторые за половину урожая обрабатывали чужие участки. Ранее эти социальные группы не были в составе общины, теперь же стали членами миров, и поэтому миры несли ответственность за них как за налогоплательщиков.

Замечание 2

Таким образом, крестьянская поземельная община в течение XVII века теряет самоуправление, замененное государственными органами.

Решение поземельных вопросов остается в ведении выборных общинных органов, но раскладка налогов, ранее учитывавшая «прожиточность» двора, становится фиксированной, что утвердилось с введением Петром I единого подушного налога.