Земские образовательные учреждения в Екатеринбургском уезде
После отмены крепостного права сословный строй в России сохранился, но социальное положение многочисленного крестьянства изменилось – они стали свободными сельскими обывателями, с определенными правами, например, правом подать жалобу, прошение, свободно торговать, защищать свои права в суде и др. Безусловно, что это требовало от них элементарной грамотности.
В империи к середине 1860-х годов насчитывалось около 20 тыс. сельских школ, многие из них существовали только в отчетах. Уровень преподавания был крайне низким, поэтому детей в школу отдавали неохотно. От кандидата в учителя требовалась только элементарная грамотность, общий культурный уровень и специальная подготовка никого не интересовала.
С момента проведения земской реформы Екатеринбургское уездное земство главную задачу видело в заботе о народном образовании. Признавалась необходимость его организации так, чтобы школа приносила пользу, и народ осознавал их необходимость.
Для эффективной организации процесса обучения в Екатеринбургском уезде в 1870 г собирали сведения о количестве начальных школ. Ко времени открытия земства в 1870 г в Екатеринбургском уезде было 45 школ, которые в основном зависели от средств горных заводов. Общая численность обучающихся составляла 2017 человек, а общая численность населения уезда составляла 250 тыс. человек. Школы находились в плачевном состоянии, а обучение было отвратительным. Было видно, что необходимы коренные преобразования.
Усилия Екатеринбургского земства направлялись на преодоление негативного отношения населения к народной школе. За 10 лет существования земства количество школ в уезде выросло. К 1880 г было открыто 10 новых школ, в открытии которых принимали участие, как местные общества, так и частные лица. Две школы были открыты на средства земства.
К 1881 г в Екатеринбургском земстве было открыто уже 742 народных училища. Дети в основном ходили в школы исправно, правда, некоторые пропускали занятия по причине поиска пропитания. Таким детям ежемесячно оказывали материальную помощь в размере 3-х рублей. Перед уходом на летние каникулы, в школах проводили экзамены и в большинстве случаев учащиеся с ними справлялись.
Успешно окончившие школьный курс могли продолжить образование в классической гимназии, реальном училище, Уральском училище, женской гимназии, Епархиальном училище Екатеринбурга.
К 1890 г, т.е. за 20 лет существования уездное земство Екатеринбурга в области народного образования добилось определенных успехов. С ростом количества школ, несмотря на имеющиеся проблемы, тяга населения к грамотности росла, и на обучение в сельские школы поступало всё больше учеников.
Серьезной проблемой для Екатеринбургского уездного земства был недостаток школьных помещений и, несмотря на все усилия, к 1890 г. эта проблема оставалась нерешенной.
Школы Екатеринбургского уезда
Екатеринбургское уездное земство находилось в числе тех, кто занимал передовые позиции в области народного образования. Его ведущим направлением являлось создание начальной школы для детей, хотя это не решало проблему преодоления безграмотности населения.
На земском собрании в 1883 г поднимался вопрос о создании классов для взрослых, которые были открыты в 1906 г при трех училищах, а к 1913 г их количество увеличилось.
Программа включала:
- чтение,
- письмо,
- арифметические действия в пределах одной сотни.
Вечерние и воскресные курсы и классы для населения, создание народных библиотек земство начало организовывать в 80-е годы XIX века.
В крестьянских поселениях в начале XX века при содействии земства регулярно проводились народные чтения, а к 1917 г была уже создана система начального народного образования для сельчан уезда.
Система включала образовательные учреждения для детей и разные институциональные формы для обучения взрослых.
В период с 1888 -1895 гг. в уезде насчитывалось 15 народных библиотек. В начале XX века организуются передвижные библиотеки, которых к 1915 г. насчитывалось 63.
В Екатеринбургском уезде к началу 1917 г существовали разные типы учебных заведений – общеобразовательные начальные училища, два городских высших начальных училища, средние учебные заведения, к которым относились Первая и Вторая женские гимназии, мужская гимназия, реальные училища.
В ведении городской управы находилось низшее образование. Высшие начальные городские училища были в ведении директора народных училищ Пермской губернии, средние были в ведении Оренбургского учебного округа.
Среди средних специальных учебных заведений большое значение имели Екатеринбургский учительский институт, торговая и художественно-промышленная школа. Были и частные учебные заведения – две гимназии А.Н. Остроумовой, Е.Н. Смиренской и Л.С. Архиповой-Нелькиной.
Преподавательский состав учебных заведений уезда составлял в 1917 г более 300 человек, большая часть которых преподавала в средних учебных заведениях и начальных школах повышенного типа.
Февральская революция 1917 г затронула и систему образования. Попечительские и педагогические советы средних учебных заведений приняли решение с 1 мая 1917 г досрочно прекратить занятия.
В стране во второй половине 1917 г начался общий экономический кризис, который создал серьезные материальные трудности, отразившиеся на заработной плате учителей. Несмотря на это, органы местного самоуправления много сделали для того, чтобы расширить сеть учебных заведений – городская дума открыла два низших начальных училища и третье высшее начальное училище. Одиннадцать церковно-приходских школ перешли в ведение городской думы.
В здании Второй женской гимназии 30 октября 1917 г открылась смешанная гимназия для бедных слоев населения. Принято было 160 учеников. Обучение шло по принципу трудовой школы. На вечерних занятиях обучали столярному и слесарному делу.
Русская революция оказала большое влияние на развитие народного образования, открыв возможности для реформирования и модернизации общеобразовательной школы.
Преподавательский состав земских школ уезда
Персонал, работающий в области народного образования Екатеринбургского уезда, на момент создания земств делили на учителей, помощников учителей, законоучителей.
Учительский персонал в 1873 г состоял из 66 учителей, 23 помощников, 49 законоучителей.
На учителя и помощника приходилось примерно по 41 ученику, а это говорит о большой загруженности земских учителей.
Дети, поступавшие в школу, были разного возраста и разного уровня подготовки, поэтому сельский учитель должен был обладать разными знаниями и воспитывать в своих учениках нравственность.
Для необходимой подготовки учителей открыли педагогические курсы при уездном училище.
Преподаватели Екатеринбургского уезда к началу второго десятилетия делились на женский и мужской персонал.
Количество преподавателей к 1885 г в уезде увеличилось и составило 237 человек, для которых были составлены правила.
Они заключались в следующем:
- принимались лица, окончившие курс в средних учебных заведениях;
- вводились списки кандидатов на учительские должности в двух экземплярах;
- вакансии занимались при согласии уездной управы с инспектором народных училищ;
- занять учительскую должность можно было только после отработки помощником учителя в течение 3 лет;
- успехи помощников в преподавании поощрялись материально;
- заработная плата учителя и учительниц увеличивалась в зависимости от проработанных лет, окончательный размер жалования составлял 510 рублей;
- прибавки полагались и учителям-законоучителям;
- все прибавки назначались до 1 сентября ежегодно;
- к началу учебного года штат учителей должен быть укомплектован.
После ухода со службы учителю назначалась пенсия, право на которую имели учителя и учительницы, прослужившие в этом звании 25 лет.
Пенсия законоучителей была меньше. Пенсии выдались пожизненно.
Народные школы в Екатеринбургском уезде находились под надзором специально созданного училищного совета, который ежегодно составлял справку о состоянии школ для уездного земского собрания.
Для заведования школами избирались попечители, задача которых заключалась в благоустройстве школ. Многие попечители относились к своим обязанностям недобросовестно.
Для попечителей народных школ в Екатеринбургском уезде в 1882 г были разработаны и утверждены права и обязанности.
После введения правил для попечителей в уезде без них оставались только 4 школы, а все остальные были под их надзором.