Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Зарождение и становление русской почты в IX-XVII веках

Все предметы / История России / Зарождение и становление русской почты в IX-XVII веках
Содержание статьи

Начало почтового дела на Руси восходит к периоду натуральной почтовой повинности, которая состояла в даче княжеским гонцам коня и корма. В X Веке в Киевской Руси уже существовал «повоз».

Определение 1

Повоз — это обязанность населения предоставлять княжеским гонцам и слугам лошадей.

Внедрение ямской повинности

Определение 2

Ямская повинность — это государственная повинность тяглового населения на Руси в X-XVIII веках, заключающаяся в перевозке лиц, состоящих на государственной службе, а также государственных грузов и дипломатов.

Дальнейшая история почты в России связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в период Золотой Орды в XIII веке для быстрой связи с окраинами. Ямскую повинность отбывало все окрестное население, которое обязано было доставлять лошадей с проводниками в определённые пункты.

В период после падения Золотой Орды ямская служба получила на русской земле дальнейшее развитие. К XVI веку почтовая связь установилась на территории всей страны. Расстояние между станциями было 40—100 вёрст. Для посадских людей и крестьян существовала повинность возить посыльных и гонцов.

При Иване III (1462—1505) организация ямской гоньбы находилась под личным контролем великого московского князя, подписывавшего подорожные грамоты на право использовать средства сообщения. В подорожных указывались направление, количество лошадей, подвод и прокорм. Например, во время поездки боярина из Москвы в Новгород по казённой необходимости на каждом ямском дворе ему предоставляли 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».

В XVI веке царские приказы, грамоты, а иногда и частные письма развозились из одного пункта в другой гонцами — нарочными. Им поручали доставку обыкновенно одного письма или одной грамоты. Ямщики развозили также кладь, людей и грамоты. При этом для доставки государственных бумаг и надзора над ямщиками с 1516 года учреждался Ямской приказ.

Готовые работы на аналогичную тему

В начале XVII века в Ямском приказе сосредоточились все дела по ямской гоньбе. В те времена при благоприятных условиях почта от Москвы до шведской границы шла в течение трёх недель, однако в весеннюю распутицу на это могло уйти гораздо больше времени.

Появление «немецкой» почты

18 мая 1665 года приказ Тайных дел (орган, занимавшийся вопросами, интересовавшими лично царя Алексея Михайловича) и голландец Ян ван Сведен заключили договор об организации межгосударственной почты. Ван Сведен обязался привозить «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». На расходы ему выделялось 500 рублей деньгами и соболиных шкурок на 500 рублей. Фактически ван Сведен привозил из Европы газеты, на основании которых для царя и Боярской Думы готовились куранты – обзоры прессы. Кроме того, предприниматель получал право пересылать грамотки иностранных купцов за границу и оставлять плату за них себе. Первой почтовой линией оказались связаны Москва и Рига.

Отличие ямской гоньбы и почты заключалось в том, что ямская гоньба доставляла по конкретному адресу одну важную депешу. Европейская почта ходила медленно, но регулярно, для ее отправки собирали большое количество писем и отправляли каждое в строго определенное время в любую точку на почтовой линии. Европейский опыт понадобился, когда потребности внешнеполитического ведомства Московского царства заставили поднимать на новый уровень информационный обмен. На большинстве направлений власти в течение десятилетий продолжали использовать ямскую гоньбу.

Почта была выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведену стало известно, что на право содержать почтовые линии претендует иноземец Леонтий Марселис, которому покровительствовал глава Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокин. Между ван Сведеном и Марселисом был устроен торг, в котором победил Марселис, обязавшийся для нужд российского правительства бесплатно поставлять «всякие подлинные ведомости», если корреспонденцию будут перевозить государственные ямщики, работающие на Ямский приказ. Первая почта была «отпущена» на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года начала работать почтовая ветка от Москвы до Вильно. Марселис окупил свои затраты благодаря тому, что добился запрета для иностранных купцов пересылать письма иначе, кроме как через его почту. Стоимость пересылки при этом возросла.

Почта в XVIII веке

Во времена Петра I почтовая связь получила дальнейшее развитие. В 1693 году начала работу почтовая ветка на Архангельск, а к 1698 году была налажена почтовая связь Москвы с сибирскими городами. В 1716 году стала работать почтовая линия между Москвой и Санкт-Петербургом. При Петре I учреждены почтамты в Москве (1711 год), Риге (1712 год), Петербурге (1714 год), почтовые конторы появились во многих городах. Для обслуживания нужд армии в 1712—1716 годах начала работу военно-полевая почта.

В 1721 году Петром была введена должность генерал-пост-директора, которому он подчинил ямскую службу и почту, однако только в 1782 году ямская и «немецкая» почты были слиты в единую организацию. В результате реформы почтовые учреждения получили строгую иерархическую структуру. Почтамты были высшими органами, им подчинялись губернские почтмейстеры, а губернским— уездные. На низшей ступени местного почтового управления находились почтовые станции.

В 1723 году Ямской приказ переименовали в Ямскую канцелярию. Протяженность всех почтовых путей к 1725 году составляла 10 677 вёрст.

В первой четверти XVIII века всё чаще учреждались новые почтовые ветки. Но установление регулярной связи даже с крупнейшими городами растянулось на долгие десятилетия: лишь по указу 1740 года во всех главных городах уездов и провинций появились почтовые конторы. Маркиз де ла Шетарди в 1740 году писал о почте в России, что других почт, кроме почты из Москвы в Петербург и за границу, не было. Все предписания и переписка в места, где располагались войска, посылались с нарочными из унтер-офицеров. Что касалось внутренних сношений между собой, то русские купцы по большей части торговые операции производили зимой. Удобства санных путей позволяли им путешествовать с незначительными издержками на своих лошадях.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис