В начале XXI века внешняя политика России была направлена на укрепление международного престижа и обеспечение безопасности государства за счёт установления конструктивного диалога с Западом и хороших отношений с соседними странами.
Общие тенденции
К главным внешнеполитическим проблемам России на исходе 1990-х годов относились:
- неуверенность зарубежных партнёров во внутриполитической стабильности в России;
- слабость государственной власти.
Отношение к России международного сообщества определялось её огромным внешним долгом и неустойчивым экономическим положением. Государственный внешний долг России в 2000 году составлял 60 % ВВП. Кредиторы сомневались, что Россия сможет выплатить долги. В 2000–2006 годов решение долговой проблемы являлось главным направлением внешней политики. Государству удавалось гасить долги раньше установленных сроков, что существенно повысило доверие к стране.
Российский внешнеполитический курс был многовекторным: взаимодействие налаживалось не только со странами ближнего зарубежья и Запада, но и с государствами Латинской Америки, Азии, Африки.
Указом президента 10 января 2000 года была утверждена концепция внешней политики, обозначившая следующие приоритеты:
- формирование в международных отношениях многополярной системы;
- противодействие принижению в мировых делах роли ООН;
- баланс между целями и возможностями внешней политики;
- решение внешнеполитических задач соразмерно их соответствию национальным интересам.
Отношения с США и ЕС
Новая администрация президента США обновила концепцию отношений с Россией, которая вновь позиционировалась в качестве возможной угрозы. США сворачивали координацию действий, взялись за пересмотр стратегических ориентиров. Первая встреча Путина и Буша состоялась на саммите в Любляне в июне 2001 года. Президенты настроились на совместный поиск путей преодоления разногласий. Сохранялись расхождения по принципиальным вопросам – расширение НАТО и система ПРО.
Позиции стран сблизились из-за общего врага в лице международного терроризма. В мае 2002 года был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП).
Однако партнёрство не приобрело глубокого характера: США были заинтересованы в утверждении лидерства, Россия – в установлении полицентризма. Россия пыталась добиться от США признания операции в Чечне борьбой с международным терроризмом. После начала военной операции США в Ираке Россия заявила, что на это не было правовых оснований. Взаимодействие стран оказалось под угрозой. Отрицательную реакцию в США вызвал арест М. Б. Ходорковского.
В октябре 2000 года на саммите Россия – ЕС в Париже было решено начать регулярный диалог.
На саммите в 2005 году утверждались «дорожные карты» по четырём «пространствам»:
- экономическое;
- свобода, правосудие и безопасность;
- внешняя безопасность;
- культура и образование.
Россия в рамках энергетического диалога отстаивала право проводить сообразную с национальными интересами энергетическую политику.
Камнем преткновения в начале 2007 года стали намерения США разместить на территории Чехии и Польши элементы системы ПРО. Россия выразила протест. 10 февраля 2007 года на Мюнхенской конференции Путин выступил с речью, в которой подверг критике внешнеполитический курс США. Усугубила ситуацию позиция России в грузинско-югоосетинском конфликте в 2008 году.
Глава МИД РФ С. Лавров и государственный секретарь США Х. Клинтон в марте 2009 года провели встречу, в ходе которой дали старт «перезагрузке» российско-американских отношений.
Отношения с государствами ближнего зарубежья
В отношении соседних стран в 2000-х годах Россия стала проводить прагматичный курс. Приоритет отдавался экспансии российского влияния в соседних странах. Россия обозначила для стран СНГ границы, нарушение которых она расценивала как угрозу безопасности. Это касалось вступления в НАТО и согласия на размещение на территории военных объектов НАТО.
В октябре 2000 года была учреждена ЕврАзЭС, в которую вошли:
- Россия;
- Белоруссия;
- Казахстан;
- Киргизия;
- Таджикистан.
ЕврАзЭс была нацелена на интеграцию стран в международную экономику и создание между ними единого экономического пространства.
Основным фактором в отношениях с балтийскими странами стало их вступление в 2002 году в НАТО.
Напряжёнными были взаимоотношения с Украиной и Грузией. На Украине в 2004 году произошла «Оранжевая революция». После повторного второго тура выиграл сторонник прозападного курса В. Ющенко. В 2005–2006 годах ухудшилась ситуация в российско-украинских отношениях. К кризису привёл конфликт из-за цен на газ, поставляемый из России на Украину.
В конце 2003 года, после победы на президентских выборах в Грузии прозападного кандидата М. Саакашвили, ее власти также начали выступать с антироссийской риторикой. Россия весной 2006 года ввела запрет на импорт грузинских вин, сельхозпродукции и минеральных вод, и повысила цены на энергоносители.
В августе 2008 года Россия обвинила Грузию в агрессии против российских миротворцев и мирных жителей Южной Осетии. 9 августа Д. А. Медведев объявил начало операции «по принуждению к миру». В Южную Осетию вошли российские войска. 26 августа Медведев заявил о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. С обеими республиками позже были установлены дипломатические отношения. В свою очередь российско-грузинские дипломатические отношения были прекращены.
Итоги внешней политики России начала 21 века
В 2000-х годах Россия сумела вернуться на авансцену мировой политики и нашла на международной арене свою нишу.
Это подтверждает тот факт, что страна в 2006 году председательствовала на заседаниях G8. Россия в целом проявила себя как серьёзный международный партнёр, открыто декларирующий и последовательно отстаивающий свои национальные и геополитические интересы. Стабилизация внутриполитической ситуации и избавление от внешних долгов позволили России уверенно защищать свои позиции в диалоге с Западом.