Восточное направление сотрудничества
К числу важных направлений внешнеполитического курса Российской Федерации также всегда относились дальневосточный и тихоокеанский регионы.
Значимость восточного направления в рассматриваемые годы определялась резервом наращивания Россией своей внешнеэкономической деятельности.
Однако все же стоит отметить второстепенность данного направления для внешней политики РФ по сравнению с западным.
В целом, Россия сохранила прямой выход на мировой рынок в дальневосточном и тихоокеанском регионе, причем именно здесь были сосредоточены ее неосвоенные экспортные ресурсы.
В 90-е годы складываются значимые перспективы для дальнейшего развития сотрудничества с:
- Вьетнамом,
- Индией,
- Кореей.
Также стали постепенно налаживаться торговые отношения с Японией и странами АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), причем в том числе и в сфере продажи вооружения.
Как известно, одним из ключевых партнеров Российской Федерации среди стран Азии стал Китай.
Отношения с Китаем
В период 90-х годов Россия и Китай отказались от политики противостояния друг другу, и потому их отношения в экономической и иных сферах стали более тесными.
В те годы Москва и Пекин активно отвергали проявления силового диктата в мировой внешней политике и выступали против утверждения однополюсного мира. Их позиции по многим вопросам стали идентичны.
К примеру, речь идет о ситуациях агрессии НАТО на Балканах, одностороннем выходе США из договора по ПРО, а также военной операции США против Ирака.
Несмотря на положение третьего по значению торгового партнера, доля Китая в общем товарообороте России составляла лишь около 5 %. Тем не менее, наша страна стала активно участвовать в строительстве крупных промышленных объектов Китая, развивая сотрудничество и в военно-технической сфере.
В 2001 году было подписано соглашение о возведении нефтепровода «Россия—Китай» общей протяженностью 2400 км.
Также с условием раздела продукции начали реализовываться нефтегазовые проекты на шельфе Сахалина.
Отношения с Японией
Особую важность в тихоокеанском регионе, конечно, представляло выстраивание российско-японских отношений.
Проблема заключалась в их недостаточной зрелости по сравнению с отношениями Москвы со странами Европейского Союза и США. Однако отношения активно развивались все 90-е годы.
Значимым событием в общении двух стран стало объявление руководства Японии в 1997 году о введении концепции новой дипломатии в отношении Российской Федерации.
Данный сдвиг означал строительство новых отношений между странами на основе принципов доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы.
Токио с этого момента четко разделял так называемую «проблему северных территорий» (то есть Южно-Курильских островов) от непосредственно комплекса остальных вопросов двустороннего взаимодействия, требующих решения.
Например, к числу конкретных действий по программе реализации нового курса выступало проведение неформальных встреч высших руководителей Российской Федерации и Японии.
Была образована также совместная «Российско-японская комиссия по экономическому сотрудничеству», занимающаяся регулированием и поддержанием нового формата отношений между странами.
Стоит отметить и проведение форума, в рамках которого проходили переговоры по подписанию Мирного договора между двумя странами, ведь, к сожалению, он так и не был заключен со времен окончания Второй мировой войны.
Таким образом, наше молодое государство активно развивало отношения со странами Азии в 1991-2004 годах, что позволяло завоевывать все новые позиции на мировой арене.