Создание Государственного комитета обороны
30 июня было принято постановление об образовании Государственного комитета обороны (ГКО) «ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу».
Так, 15 июля 1941 г. в ГКО обсуждались и по-деловому решались сложные вопросы организации массового производства танков при участии руководителя танковой промышленности В. А. Малышева, наркома вооружения Д. Ф. Устинова, наркома черной металлургии И. Ф. Тевосяна и председателя Госплана Н. А Вознесенского.
28 июля 1941 г. ГКО рассмотрел вопросы увеличения производства и обеспечения фронта боеприпасами, а также некоторыми видами вооружения с участием Н. А. Вознесенского, наркома боеприпасов П. Н. Горемыкина, Д. Ф. Устинова, а также начальника .
ГКО не имел своего особого аппарата и обычно не занимался организацией непосредственного выполнения того или иного вопроса. Главная его функция состояла в том, чтобы направлять и контролировать работу наркоматов. Действовал он через соответствующие партийные и государственные органы.
Нормализация управления народным хозяйством
Для повышения устойчивости снабжения экономики топливом и сырьем в самый острый период войны (в 1942 году) при Совнаркоме СССР были созданы Главснабуголь, а затем Главснабнефть и Главснаблес. Для преодоления трудностей с обеспечением военного хозяйства рабочей силой был образован Комитет по учету и распределению рабочей силы, а в республиках и областях – соответствующие бюро. После освобождения оккупированных районов от вражеских войск сразу же были приняты меры к восстановлению разрушенного хозяйства городов и сел. Для руководства этой работой в 1943 г. был создан Комитет по восстановлению при СНК СССР.
Таким образом, и в годы войны не прекращалась работа по совершенствованию организационной структуры управления экономикой. Несмотря на то, что было создано несколько новых наркоматов и ведомств, общая численность управленческого аппарата не только не возрастала, но, напротив, сокращалась.
Большинство наркоматов имело половину довоенной численности сотрудников. Другая половина ушла на фронт или на работу непосредственно на предприятия. Это, естественно, возлагало дополнительную нагрузку на оставшихся специалистов. Действовавшие в военный период наркоматы и ведомства не только сократили свои штаты, но и качественно перестроили свою работу, сделали ее более простой и четкой, а вместе с тем более ответственной и действенной.
Механизмы управления военной экономикой
Основные структуры, методы и инструментарий механизма управления военной экономикой формировались и шлифовались на всем протяжении 1941–1945 гг. Кратко их можно характеризовать следующим образом:
- этот механизм действовал как составная и неотъемлемая часть системы единого руководства обществом в тесном взаимодействии с управлением действующей армией. При этом государственный аппарат количественно резко сократился. Одновременно повысилось его качество: произошло самоочищение от бюрократизма. Возросла самостоятельность руководителей в решении широкого круга вопросов и вместе с тем ответственность за конечные результаты. Это рождало инициативу, гибкость, готовность пойти на определенный риск – на войне, как на войне. В разы увеличилась нагрузка на сотрудников наркомата, но каждый понимал и чувствовал, что так нужно для фронта и что он активно участвует в боевых действиях;
- система централизованного управления экономикой состояла из трех основных звеньев: высшее звено – Государственный комитет обороны, где главную роль играл Сталин. Здесь формировались общая для всех стратегия и ключевые задания для конкретных участков народного хозяйства. Средняя ступень – Совмин и Госплан. Их основная функция состояла в том, чтобы координировать работу наркоматов для выполнения полученных заданий и штопать то и дело возникающие «дыры» в запутанной сети межхозяйственных связей. Третье звено, которое служило основой всей конструкции механизма управления, – наркоматы и главки. На их долю приходилась вся тяжесть практического решения производственных задач в условиях хронического дефицита металла, топлива, электроэнергии, технологического оборудования, транспорта, квалифицированных кадров и продовольствия. Они заботились и о том, чтобы накормить тех, кто без выходных работал по 10-11 часов в день;
- предприятия были непосредственным объектом воздействия центральной системы на производство. Ближе всего к ним стояли главки, которые хорошо знали конкретную обстановку и возможности отдельных заводов. Они пытались смягчить нереальность многих заданий, поступавших «сверху». Вместе с директорами предприятий искали хоть какой-нибудь выход из безвыходного положения. И как ни странно, довольно часто находили его в лабиринте военной экономики;
- важнейшим фактором успеха ее управления служила устойчивая и действенная поддержка выполнения крайне напряженных заданий со стороны всей массы инженерно-технических специалистов и «простых» рабочих. Они не пытались доказывать конкретными фактами, что те или иные задания невыполнимы, а думали, что же можно все-таки сделать для практического решения проблемы, которое поможет в тяжелой борьбе с врагом. При этом за перегрузки и напряжения приходилось расплачиваться здоровьем.
В конечном счете советская система организации и управления военной экономикой показала себя в условиях войны более эффективной по сравнению с немецкой.
Административный и социальный ресурсы послужили одним из основных факторов, обеспечивших материальные предпосылки для нашей Победы.