Люди всегда придумывали себе идеалы. Именно желание быть лучше способствовало развитию человека, двигало прогресс. Стремление человека к идеалу облекалось в разные формы, одной из них стала утопия – лучшее место, которого не существует, счастливая жизнь народов, живущих в других странах, идеальный правитель – все это утопические идеи человечества.
Утопия и утопизм
Термин «утопия» происходит от названия книги Томаса Мора (XVI век). Утопия — это подробное описание воображаемого, но имеющего гипотетические пространственно-временные координаты общества, которое является воплощением идеала социального устройства. В основе конкретного образа желаемого общественного устройства лежит особый тип сознания, особое мироотношение — утопическое сознание.
Утопией часто называют что-то несбыточное, неосуществимое. Воплощение утопии в жизнь возможно, но только в допустимых пределах. Можно говорить лишь о внешнем воплощении утопии – например, определенном общественном строе, определенном способе регламентации жизни людей, связи индивида и государства, системы образования.
Но воплощение непосредственной связи внешнего и внутреннего остается нереальным.
Некоторые исследователи различают утопию и утопизм. Утопизм – это программа действий, план по преобразованию действительности. По мнению Е. Л. Чертковой, утопия переходит в утопизм, когда соединяются «мир идей» и «мир вещей». В результате анализа утопических проектов философов она приходит к выводу, что Платон, например, свой идеал государства помещал в мир людей.
Томас Мор свое идеальное государство противопоставляет реально существующим, в результате происходит «обмирщение» идеала. Государства Платона так и будут всегда стремиться к своему идеалу, но не смогут его достичь, а идеал Мора уже существует в отдельной взятой стране Утопии, что говорит о том, что существует последовательный план действий по достижению идеала. Этот план и является утопизмом.
Таким образом, утопия превращается в реальную социальную силу. Особенно заметно это проявилось в эпоху Просвещения, когда на основе идеи утопистов философы разработали план преобразований общества.
Утопизм появляется в эпоху Возрождения, в то время, когда человек постепенно начинает осознавать свою значимость.
Утопические идеи возникают тогда, когда общество приближается к кризису. Тогда люди начинают мысленно создавать тот идеальный мир, который наступит после кризиса. Так появляется прогноз будущего, один из вариантов развития.
Таким образом, граница между утопией и утопизмом лежит внутри самих утопических произведений, и утопизм всегда может занять главное место. Но сам по себе он не существует. Утопизм воспринимает себя как образ утопии и может занять ее место в сознании людей.
Классификации утопий
Существуют разные принципы классификаций утопий. Так, с точки зрения исторического подхода, утопии делятся на:
- античные («Государство» Платона),
- средневековые («Град Божий» Августина),
- эпохи Возрождения («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы),
- периода Нового времени («Новая Атлантида» Фр. Бэкона).
В зависимости от преобладающей в утопии проблематики они делятся на коммунистические и социалистические. Также бывают экологические, урбанистические и эстетико-художественные утопии.
В зависимости от того, в какой эпохе утописты ищут свой идеал – в прошлом, «золотом» веке или в будущем, утопии делятся на ретроспективные (направленные на возрождение старых форм), проспективные и консервационистские. В утопии также могут сочетаться черты желаемого будущего и утраченного прошлого.
Образ будущего для утопистов – некий идеал, соответствующий определенным мировоззренческим принципам. Так, согласно Н. Степину, соединение идеала справедливости и идеала сильного государства в российском сознании является не только выражением традиционно-общинных менталитетов, но и учетом исторического опыта смутных времен в России.
Идеал при этом могут искать как в прошлом, так и в настоящем. Также идеальный образ может быть не привязан к тому или иному историческому периоду.
Примеры утопий в истории России
Первые утопические проекты в России появляются в тот момент, когда страна находится в состоянии кризиса, связанным с тем, что большинство стран Европы, пройдя через революции и реформы, перешли на новый уровень индустриально капиталистических отношений. В этих странах утвердились конституционная монархия и демократическая республика.
Авторами первых проекты по преобразованиям в России стали декабристы. Их социальный утопизм предполагал свержение самодержавия, установление конституционной монархии или республики. Также они выступали за демократические свободы, равенство сословий и братство народов. Но в начале XIX века их идеи не могли быть воплощены в жизнь.
После отмены крепостного права в России стали активно появляться проекты по переустройству общества. Самой известной социальной утопией того времени стало народничество. Его цель заключалось в полном изменении общества на основе социалистических принципов. По мнению представителей интеллигенции, народ воплощает в себе наиболее высокий для того времени уровень справедливости и человечности. Именно народ вырабатывает и сохраняет нравственные правила. Утопия народников состоит в том, что они надеялись на крестьянское восстание. Народники считали, что просвещая народ, они смогут поднять его на революцию.
Но крестьянство осталось консервативным, не прониклось их идеями, а иногда и выдавало их властям.
Подводя итог, можно сказать, что утопия позволяет человеку увидеть актуальные проблемы общества, вырабатывает у него новые ценности. Воздействуя на сознание, утопия способствует общественному прогрессу, ведь мечтая о лучшем мироустройстве, человек пытается менять окружающую его действительность.