Окраины Российской империи
Слово «Империя» в переводе с латинского языка означает «власть».
Империя имеет свои характерные признаки:
- высокая концентрация власти;
- распространение этой власти на обширную территорию;
- разнородность этнического и культурного состава населения;
- мощность бюрократического аппарата.
По данным признакам Россия являлась классической империей. К окраинам Российской Империи в этот период относились территории Восточной Европы, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, которые были присоединены с 1552 до 1905 года. Эти территории не относились к зоне формирования великорусского этноса, сосредоточенного на Русской равнине. К началу нового XIX века Российская Империя была государством многонациональным, а в политическом отношении представляла собой конгломерат большого количества внутренних и окраинных регионов.
Правда, включение регионов в пространство империи имело неоднородную типологию. В традиционном плане территории присоединялись либо в результате военного конфликта – посредством военной силы, либо в результате добровольного вхождения в состав империи. Например, Финляндия была присоединена в результате военного конфликта. Грузия является примером добровольного вхождения в состав Российской Империи.
Таким образом, основу территориального расширения составляли имперские военно-стратегические и экономические интересы.
Важнейшей задачей территориального расширения была интеграция новых земель в имперское политико-административное пространство, что являлось длительным и сложным процессом.
Вырабатывая политику относительно окраинной территории, правительство руководствовалось значением региона для государства, потому что они имели разный уровень социально-экономического и политического развития, разный национальный состав.
Западные окраины Российской Империи – Финляндия и Польша, находились на более высоком уровне, а уровень Кавказа, Сибири и Дальнего Востока был значительно ниже.
Российские окраины отличались и по национальному составу, например, Польша, Финляндия, Кавказ выделялись перевесом нерусского населения. Что касается Сибири, прежде всего, и других азиатских окраин, то преобладающими там населением впоследствии стали русские.
Российское самодержавие находилось перед постоянным выбором – вводить на окраинах общегосударственную систему управления или предоставлять некоторую административную автономию.
Благодаря Александру I автономный статус получили царство Польское и Великое княжество Финляндское, несмотря на то, что обе территории отошли России в результате военных действий.
В этом случае, по мнению современников, Император щеголял либерализмом. Под окраиной понимали земли, удаленные от центра, которым являлась Москва.
Модель управления западной окраиной
Управление окраинами шло параллельно с процессом формирования территории государства. Огромная территория значительно различалась между собой по климату, рельефу, по уровню хозяйственного освоения и экономического развития. Объединение земель могло идти только из центра, каким являлась Москва, а Киев таким центром выступать уже не мог. Все эти различия государство должно было учитывать при проведении внутренней политики.
В основу выработки окраинной политики были положены три принципа – увеличение поступлений от налогов, удобство управления, безопасность границы государства, но проведение единых мероприятий для всех окраин было невозможно.
Особенность российской национальной политики в Финляндии, которая в течение длительного времени была в составе Швеции, являлось то, что делопроизводство велось на шведском языке. Шведы правили здесь в течение веков, а сама Финляндия самостоятельного статуса никогда не имела.
Изменение ситуации произошло в 1809 г. – шведы проиграли войну русским и по условиям мира потеряли Финляндию, где проживали шведы и финны. В результате, Александр I для этого региона выбирает очень сдержанную политику и наделяет территорию большой самостоятельностью.
Княжество находилось под управлением сейма, напоминавшего славянское вече. На территории княжества нельзя было без согласия сейма вводить новые законы или отменять старые. Во главе княжества стоял генерал-губернатор, назначаемый Императором. Административные вопросы решал Комитет главного управления Финляндии, состоявший из 12 жителей, подчинявшихся генерал-губернатору. В системе образования и самоуправления у княжества была полная самостоятельность. Финляндия, находясь в статусе отдельного княжества российского, уверенно развивалась и жила без потрясений.
Польское царство к Российской Империи было присоединено в 1815 г. По Конституции, утвержденной в этом же году, во главе царства стоял действующий император. Поляки довольно радостно восприняли Конституцию, потому что она была либеральной. Либеральность конституции привела к большим проблемам, вылившимся в русско-польские конфликты после смерти Императора. По численности поляки занимали 3-е место среди всех, населявших Россию народов. Впереди были только русские и украинцы.
Кроме того, в Польше проживало большое количество евреев. Исходя из этого, национальная политика Александра I в Польше была другая – полноправным и единственным правителем царства был русский император, при сохранении Конституции, которой сам император тоже присягал.
В руках императора была и законодательная власть, правда, частичные функции отдавались местным сеймам, в которых были только поляки. Сейм мог рекомендовать царю необходимые для принятия законы, но само принятие законов было прерогативой Государственного совета при Императоре. Ключевые посты в царстве занимали только поляки и официальным языком оставался польский, на котором велось делопроизводство.
Национальная политика на Кавказе и в Сибири
Самым сложным районом был Кавказ, где в начале XIX века проживало около 50 народностей, обладавших своим языком, культурой, религией.
Присоединение Северного Кавказа к Российской Империи предполагалось двумя путями. С одной стороны, представители военной элиты – П. Цицианов, А. Ермолов и другие предлагали исключительно насильственный путь. Они рассматривали чуждый им мир горских народов как хищнический и разбойный. Представители второй модели – А. Грибоедов и Н. Мордвинов, выступали за мирный диалог и предоставление горским народам определенных прав.
В 1816 г, назначенный на Кавказ генерал А. Ермолов, понял, что там, где кончается власть Христа и Русского Императора, начинается власть Аллаха, потому что дипломатическое разрешение здесь не оправдывается. Чтобы установить контроль над ситуацией на Северном Кавказе А. Ермолов в 1817 г переходит к активным действиям. Ермолов, представитель европейского государства, всё больше становился восточным представителем с большой военной дружиной. Уверенный в том, что наказывать следует не только «разбойников», но и тех, кто их покрывает, он начинает военно-экономическую блокаду Северного Кавказа.
Включение Северного Кавказа в состав Российской Империи имело для народов положительное значение, способствовало развитию их культуры и экономики. Появлялись новые отрасли, росла торговля, в прошлое уходили рабство, кровная месть, прекратились междоусобные войны.
Российская Империя проводила здесь довольно мягкую национальную политику – регионы не утратили свой статус, язык и традиции. А вот сама Российская Империя испортила отношения с Турцией и Ираном, заявлявших свои права на этот регион.
В течение всего XIX века, ни в эпоху Александра I, ни во время 30-летнего царствования Николая I, целостной доктрины в отношении национальной политики царских окраин так и не было выработано. Сановный Петербург на вновь присоединенных территориях стремился ввести общероссийскую систему управления, что, по их мнению, должно было привести к быстрому и окончательному закреплению окраинных территорий в составе Империи, а значит повышению авторитета правящей династии на мировой арене.