Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Церковь и государство в России во второй половине XV – начале XVI вв.

Все предметы / История России / Церковь и государство в России во второй половине XV – начале XVI вв.

Независимость русской церкви

С конца XIV века в России начинается острое политическое противостояние светского государства и церкви. Церковь, став крупнейшим землевладельцем, усилилась экономически и начала претендовать на принятие независимых самостоятельных решений. Великие князья были вынуждены зачастую искать компромиссные пути. В середине XV века также решалась еще одна задача — получение русской церковью суверенности от константинопольского патриархата, которому она подчинялась с самого начала процесса христианизации Руси. Одновременно возникла угроза распространения в русских землях католичества.

На Вселенском соборе во Флоренции в 1439 году был заключен союз (уния) между католической и православной церквами под главенством папы римского. В деятельности Флорентийского собора принимал участие русский митрополит Исидор, ставленник константинопольского патриарха. Однако после возвращения в 1441 году на Русь унии он был арестован Василием II за поддержку, но сумел бежать в Рим. Собор русских епископов только через семь лет выбрал нового митрополита Руси — не присланного из Константинополя, а ставленника Василия Васильевича рязанского епископа Иону. В 1453 году после падения Константинополя под ударами турок-османов, право избрания митрополита Руси окончательно перешло к русскому епископату. Так началась автокефалия русской церкви.

Определение 1

Автокефалия - статус поместной церкви, который предполагает её административную независимость от остальных поместных церквей.

Великие князья также активно вмешивались в церковные дела. Однако нет оснований представлять церковь того периода беспрекословной и послушной. Наоборот, противостояние княжеской и церковной власти в конце XV–XVI веках подчеркнуло слабость Московского государства. При этом надо учитывать, что в этот период церковь не была монолитной ни организационно, ни идейно.

Русская церковь и ереси в во второй половине XV – начале XVI вв.

Вторая половина XIV–XVI веков стало временем острых религиозных споров.

Еще в XIV веке на Руси появляются первые еретические движения.

Определение 2

Ересь — это религиозное учение, противоречащее ортодоксальным церковным догматам.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, ересь стригольников, возникшая в Новгороде в 70-х годах XIV века, критиковала Библию и труды «отцов церкви», осуждала возвеличивание духовенства, отвергала церковные обряды. Идеи стригольников также содержали социальный протест: последователи учения выступали против закабаления свободных людей. Среди сторонников стригольничества в основном были ремесленники и низшее духовенство. Несмотря на преследования, последователи стригольничества встречались даже в середине XV века.

Новая ересь, возникшая во второй половине XV века, получила название ересь «жидовствующих», так как ее приверженцев обвиняли в переходе в иудаизм. Видимо, эти еретики использовали некоторые сочинения иудейских авторов, оставаясь в целом в пределах христианского учения. Еретики-священники считали ненужными обряды и иконы, не принимали иерархию церкви, отрицали догмат о троичности божества.

Церковь повела решительную борьбу против еретичества. Высшие церковные иерархи: игумен крупнейшего монастыря Иосиф Волоцкий и новгородский архиепископ Геннадий призывали применять против еретиков силу. В 1490 году ересь «жидовствующих» была осуждена церковным собором. Однако она проникла даже во дворец Великого князя, и одно время Иван III даже покровительствовал еретикам. Но в 1502 году он окончательно с ними порвал. Тогда в 1504 году новый церковный собор осудил еретиков на смерть. Однако под влиянием ереси «жидовствующих» в последующее время находились русские вольнодумцы: Матвей Башкин и его соратник Феодосий Косой.

Иосифляне и нестяжатели

Внутренняя церковная борьба была связана и со следующими направлениями:

  • «иосифлянство»;
  • «нестяжательство».

В центр спора между ними встал вопрос о допустимости церковных богатствах. Теория «нестяжательства» зародилась среди монашества заволжских монастырей в конце XV века. Их идеологом был Нил Сорский, который настаивал на обязательности строгого использования церковных обрядов и правил. Нил Сорский проповедовал в целях нравственного самосовершенствования ведение аскетического образа жизни и отказ от мирских удовольствий. Поэтому Нил сделал вывод о вреде крупного монастырского землевладения и считал необходимой его ликвидацию. На этой основе нестяжатели на церковном соборе 1503 года выдвинули свою программу.

Определение 3

Нестяжатели — представители церковного и политического течения в Русском государстве в XV —XVI веках, которые выступали против монастырского землевладения.

Другие деятели церкви настаивали на необходимости иметь церкви крупные материальные средства, чтобы успешно выполнять задачи проводника христианской веры. Также они требовали невмешательства в церковные дела со стороны светской власти, добиваясь богатой, сильной и независимой церкви, занимающей в политической жизни государства высокое положение. Это направление возглавил настоятель подмосковного Волоцкого монастыря Иосиф.

Определение 4

Иосифляне — представители церковного и политического течения в Русском государстве в XV —XVI веках, отстаивавшего права монастырей на владение землей и имуществом в целях осуществления широкой благотворительной и просветительской деятельности.

Между иосифлянами и нестяжателями развернулась борьба, которая продолжаласья до середины XVI века. Преследуя собственные интересы, первоначально великокняжеская власть поддержала нестяжателей. В 1503 году по инициативе Ивана III на церковном соборе был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако церковь сумела отстоять имущество, а нестяжатели потерпели поражение. Однако в первые годы правления Василий III их еще поддерживал. Но вскоре выяснилось, что при относительной слабости светской великокняжеской власти, более предпочтительна ориентация на сильную церковь. Глава осифлян также сделал шаг навстречу. Борьба с «нестяжателями» приобрела решительный характер. Пострадали наиболее крупные их деятели:

  • видный богослов Максим Грек (в 1525 и 1531 годаъ);
  • большой боярин Берсень-Беклемишев (в 1525 году);
  • постриженный Иваном III в монахи бывший князь Вассиан Патрикеев.

В середине XVI века у государства вновь возникла возможность вести наступление на церковные владения.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис