Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Становление государственности у восточных славян. Характер древнерусского общества

Происхождение славян и их расселение

Во II-I тысячелетии до нашей эры из индоевропейской языковой общности начинают выделяться славянские языки.

Происхождение славян. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Происхождение славян. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Развитие этноса шло на территории Восточной Европы, в лесной зоне до границы с лесостепной зоной.

Как сложившийся этнос славяне под именем склавинов и антов в VI-VII веках выходят на европейскую историческую арену. Через Византийские провинции они попадают в Переднюю Азию, на Балканы и доходят почти до Сирии.

Славянская единая общность в VIII веке делится на три ветви – южную, западную, восточную. Что касается восточнославянских племен, то они возвращаются на свою изначальную территорию и к концу века у них формируется около полутора десятков союзов племен.

В Среднем Приднепровье, в лесостепной зоне сформировался союз полян, к северу от них, в лесной зоне – расселились древляне, а на Северском Донце и Сейме поселились северяне.

Соседями полян на юго-западе были, уличи, тиверцы, белые хорваты, волыняне.

Центр Восточной Европы от Припяти до Оки занимали дреговичи, радимичи, вятичи. К северу от Оки проживали полочане, кривичи, словене ильменские.

Более сильные соседи притесняли славян и заставляли платить дань, например, полян, северян, родимичей, вятичей подчинили себе хазары, а словене и кривичи платили дань варягам.

Главное занятие восточных славян – земледелие, скотоводство и промыслы.

Залежная система преобладала в лесостепи, в лесной зоне – очень трудоемкая подсечная система, поэтому у восточных славян большое значение имели общины.

«Становление государственности у восточных славян. Характер древнерусского общества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основными культурами были:

  • рожь,
  • ячмень,
  • просо,
  • гречиха.

Из животных разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей, мелкий рогатый скот, а также домашнюю птицу.

Довольно большое значение в хозяйстве имели промыслы – охота, рыбная ловля, бортничество. Из ремесел наиболее важными были кузнечное ремесло, гончарное, ткацкое, деревообработка.

Поскольку соседние племена часто нарушали мирную жизнь, то в славянской среде рано выделилась воинская прослойка, быстрее богатевшая по сравнению с сельскими жителями. Данное обстоятельство легло в основу формирования общественного устройства славян.

С образованием государства происходит стадия разложения родоплеменного уклада, для которого характерен кризис коллективных форм собственности, начало имущественного и социального расслоения.

Происходит ослабление кровнородственных связей и нарастание военных конфликтов. Данные обстоятельства заставляют разрозненные племена объединяться в племенные союзы, во главе которых стоят военные вожди – это князья, опирающиеся на верных и профессиональных воинов – на дружину.

Население в основном было представлено свободными тружениками, низшая социальная прослойка – рабы, к которым относились холопы и челядь. Рабский труд был в виде вспомогательного, поэтому рабы находились на положении младших членов семьи.

Религией восточных славян было язычество, а мироздание, по их представлениям, имело три яруса.

Верхний ярус представлен могущественными божествами – бог неба и огня Сварог, покровитель кузнецов, бог Солнца и податель благ – Даждьбог, бог ветра – Стрибог и бог грома и молнии – Перун.

Средний ярус занимали духи и демоны, третий ярус был подземный, хозяином которого был Велес. Были у восточных славян и свои жрецы – волхвы.

Становление государственности восточных славян

Становление государственности у восточных славян проходило в несколько этапов:

  • появление союзов племен;
  • появление племенных княжений, с усилением княжеской власти и передачей её по наследству;
  • формирование ранних государств.

Одно из таких государств появляется в Среднем Приднепровье, на территории полян и носит название каганат руссов, Русская земля.

Центром этого государства был Киев. Второе такое государство формируется вокруг Ладоги, на севере Восточной Европы и в источниках называется Славией или Верхней Русью.

Славия объединяла ильменских словен и кривичей, а также не славян – чудь и мери.

На княжение в Верхнюю Русь прибыл в 862 г Рюрик со своими родственниками и дружиной – это был один из предводителей викингов. При Рюрике были основаны городские центры княжества – Полоцк, Изборг, Белоозеро и др.

Становление государственности у восточных славян. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Становление государственности у восточных славян. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рюрик после своей смерти (около 879 г) оставил малолетнего сына, поэтому власть перешла к его родичу князю Олегу, который в 882 г захватывает города на юге, двигаясь к Киеву.

Убив киевских князей Аскольда и Дира, он захватывает власть в столице полян. Таким образом, появилось Древнерусское государство или как говорят историки – Киевская Русь.

Оставшись в Киеве, Олег подчиняет своей власти древлян, северян, радимичей.

Дважды совершает поход на Константинополь в 907 г и 911 г. и заключает два выгодных для Руси договора с византийцами. Князь Олег погибает в 912 г, как говорит легенда, от укуса змеи.

После Олега на киевский престол взошел повзрослевший сын Рюрика – Игорь. Ему тоже удается заключить новый договор с императором Византии в 944 г, но менее выгодный для Руси. Игорь погибает от рук древлян при сборе дани. Малолетний сын Игоря не может ещё княжить и правительницей становится жена Игоря – Ольга, жестоко отомстившая древлянам за смерть мужа.

Возмужав, сын Ольги, Святослав, правит вместе с матерью. Внутренними делами занимается Ольга, а деятельность Святослава направлена на расширение внешних границ княжества.

Разгромив в 964 г Хазарский каганат и его главные города – Саркел и Итиль, он избавляет Русь от противника и открывает путь к южнорусским степям.

Договорившись с Византией, Святослав начинает в 967 г войну с дунайской Болгарией и в результате успешных действий захватывает устье Дуная.

Возвращаясь в Киев, он погибает в бою с напавшими на него печенегами.

Святослав был первым князем, кто посадил своих сыновей в главных восточнославянских центрах. В Киеве был Ярополк, средний Олег правил у древлян, а младший Владимир получил Новгород.

Однако братья начали междоусобицу, в результате которой единовластным князем стал Ярополк.

Через какое-то время Владимир возобновил военные действия при поддержке новгородцев, и Ярополк потерпел поражение – город занял Владимир, укрепивший южные рубежи государства и единство Киевской Руси, а также предпринявший религиозную реформу.

Характер древнерусского общества

В древнерусском обществе в период раннего феодализма выделялось два класса – крестьяне и феодалы.

Крестьяне или смерды делились на свободных общинников и зависимых, делившихся на закупов, рядовичей, изгоев и холопов.

Особенно бесправными были холопы.

Феодалы являлись представителями великокняжеского дома. После принятия христианства в этот господствующий класс начинают вливаться верхи духовенства.

Древние славяне чтили своих предков, поклонялись им, устраивали праздники в их честь и поминали усопших. Жизнь славян, занимавшихся охотой, рыболовством, земледелием, полностью зависела от природы, поэтому у них издавна формировался культ земли, неба, дождя, солнца, грома, молнии, ветра.

Все явления природы они считали могущественными живыми существами и поклонялись им. В пантеоне богов у славян особое место занимало поклонение Роду, который находился на небе и всему живому на земле давал жизнь. От него произошли такие слова как родня, родители, народ, природа и др.

Вполне возможно, что поклонение Роду отражало наметившуюся тенденцию перехода к единобожию.

Восточные славяне верили, что могущественные силы есть везде, например, в лесу – леший, в воде – водяной, в доме – домовой.

Восточные славяне в это время, как и другие народы, были язычники, господствовавшая у них дохристианская религия формировала строгие правила чести, нормы поведения и принципы справедливости.

В совокупности он получили название «правь», от которого произошли русские слова «право» и «правда».

Мироощущение восточных славян, их представления о мире воплотились в устном народном творчестве – сказках, поговорках, пословицах, былинах.

В сфере духовного развития дохристианская Русь достигла высоко уровня и была готова к восприятию христианского вероучения.

Порожденное первобытнообщинным строем язычество не удовлетворяло феодальное государство, которое решало задачи укрепления государственной власти, духовного объединения людей.

Что касается христианства, то легенды говорят, что оно распространялось издревле.

В отечественной истории 988 г занимает особое место – Русь по повелению Владимира I приняла христианскую религию. Многих принять новую религию заставляли силой.

Как бы ни было, крещение Руси в духовой жизни русского народа было величайшим событием. Новая вера во многом определила национальное самосознание, морально-нравственные и этические нормы, жизнь народа.

Пережитки родового строя с принятием христианства начинают отмирать, в Киевской Руси укрепляются и развиваются феодальные отношения, что способствует единству древнерусского государства, укреплению княжеской и боярской власти.

С самого начала церковь стала государственной идеологией и учила, что князь как посланник Бога призван управлять народом по его воле.

Дата последнего обновления статьи: 25.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot