Происхождение славян и их расселение
Во II-I тысячелетии до нашей эры из индоевропейской языковой общности начинают выделяться славянские языки.
Рисунок 1. Происхождение славян. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие этноса шло на территории Восточной Европы, в лесной зоне до границы с лесостепной зоной.
Как сложившийся этнос славяне под именем склавинов и антов в VI-VII веках выходят на европейскую историческую арену. Через Византийские провинции они попадают в Переднюю Азию, на Балканы и доходят почти до Сирии.
Славянская единая общность в VIII веке делится на три ветви – южную, западную, восточную. Что касается восточнославянских племен, то они возвращаются на свою изначальную территорию и к концу века у них формируется около полутора десятков союзов племен.
В Среднем Приднепровье, в лесостепной зоне сформировался союз полян, к северу от них, в лесной зоне – расселились древляне, а на Северском Донце и Сейме поселились северяне.
Соседями полян на юго-западе были, уличи, тиверцы, белые хорваты, волыняне.
Центр Восточной Европы от Припяти до Оки занимали дреговичи, радимичи, вятичи. К северу от Оки проживали полочане, кривичи, словене ильменские.
Более сильные соседи притесняли славян и заставляли платить дань, например, полян, северян, родимичей, вятичей подчинили себе хазары, а словене и кривичи платили дань варягам.
Главное занятие восточных славян – земледелие, скотоводство и промыслы.
Залежная система преобладала в лесостепи, в лесной зоне – очень трудоемкая подсечная система, поэтому у восточных славян большое значение имели общины.
Основными культурами были:
- рожь,
- ячмень,
- просо,
- гречиха.
Из животных разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей, мелкий рогатый скот, а также домашнюю птицу.
Довольно большое значение в хозяйстве имели промыслы – охота, рыбная ловля, бортничество. Из ремесел наиболее важными были кузнечное ремесло, гончарное, ткацкое, деревообработка.
Поскольку соседние племена часто нарушали мирную жизнь, то в славянской среде рано выделилась воинская прослойка, быстрее богатевшая по сравнению с сельскими жителями. Данное обстоятельство легло в основу формирования общественного устройства славян.
С образованием государства происходит стадия разложения родоплеменного уклада, для которого характерен кризис коллективных форм собственности, начало имущественного и социального расслоения.
Происходит ослабление кровнородственных связей и нарастание военных конфликтов. Данные обстоятельства заставляют разрозненные племена объединяться в племенные союзы, во главе которых стоят военные вожди – это князья, опирающиеся на верных и профессиональных воинов – на дружину.
Население в основном было представлено свободными тружениками, низшая социальная прослойка – рабы, к которым относились холопы и челядь. Рабский труд был в виде вспомогательного, поэтому рабы находились на положении младших членов семьи.
Религией восточных славян было язычество, а мироздание, по их представлениям, имело три яруса.
Верхний ярус представлен могущественными божествами – бог неба и огня Сварог, покровитель кузнецов, бог Солнца и податель благ – Даждьбог, бог ветра – Стрибог и бог грома и молнии – Перун.
Средний ярус занимали духи и демоны, третий ярус был подземный, хозяином которого был Велес. Были у восточных славян и свои жрецы – волхвы.
Становление государственности восточных славян
Становление государственности у восточных славян проходило в несколько этапов:
- появление союзов племен;
- появление племенных княжений, с усилением княжеской власти и передачей её по наследству;
- формирование ранних государств.
Одно из таких государств появляется в Среднем Приднепровье, на территории полян и носит название каганат руссов, Русская земля.
Центром этого государства был Киев. Второе такое государство формируется вокруг Ладоги, на севере Восточной Европы и в источниках называется Славией или Верхней Русью.
Славия объединяла ильменских словен и кривичей, а также не славян – чудь и мери.
На княжение в Верхнюю Русь прибыл в 862 г Рюрик со своими родственниками и дружиной – это был один из предводителей викингов. При Рюрике были основаны городские центры княжества – Полоцк, Изборг, Белоозеро и др.
Рисунок 2. Становление государственности у восточных славян. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рюрик после своей смерти (около 879 г) оставил малолетнего сына, поэтому власть перешла к его родичу князю Олегу, который в 882 г захватывает города на юге, двигаясь к Киеву.
Убив киевских князей Аскольда и Дира, он захватывает власть в столице полян. Таким образом, появилось Древнерусское государство или как говорят историки – Киевская Русь.
Оставшись в Киеве, Олег подчиняет своей власти древлян, северян, радимичей.
Дважды совершает поход на Константинополь в 907 г и 911 г. и заключает два выгодных для Руси договора с византийцами. Князь Олег погибает в 912 г, как говорит легенда, от укуса змеи.
После Олега на киевский престол взошел повзрослевший сын Рюрика – Игорь. Ему тоже удается заключить новый договор с императором Византии в 944 г, но менее выгодный для Руси. Игорь погибает от рук древлян при сборе дани. Малолетний сын Игоря не может ещё княжить и правительницей становится жена Игоря – Ольга, жестоко отомстившая древлянам за смерть мужа.
Возмужав, сын Ольги, Святослав, правит вместе с матерью. Внутренними делами занимается Ольга, а деятельность Святослава направлена на расширение внешних границ княжества.
Разгромив в 964 г Хазарский каганат и его главные города – Саркел и Итиль, он избавляет Русь от противника и открывает путь к южнорусским степям.
Договорившись с Византией, Святослав начинает в 967 г войну с дунайской Болгарией и в результате успешных действий захватывает устье Дуная.
Возвращаясь в Киев, он погибает в бою с напавшими на него печенегами.
Святослав был первым князем, кто посадил своих сыновей в главных восточнославянских центрах. В Киеве был Ярополк, средний Олег правил у древлян, а младший Владимир получил Новгород.
Однако братья начали междоусобицу, в результате которой единовластным князем стал Ярополк.
Через какое-то время Владимир возобновил военные действия при поддержке новгородцев, и Ярополк потерпел поражение – город занял Владимир, укрепивший южные рубежи государства и единство Киевской Руси, а также предпринявший религиозную реформу.
Характер древнерусского общества
В древнерусском обществе в период раннего феодализма выделялось два класса – крестьяне и феодалы.
Крестьяне или смерды делились на свободных общинников и зависимых, делившихся на закупов, рядовичей, изгоев и холопов.
Особенно бесправными были холопы.
Феодалы являлись представителями великокняжеского дома. После принятия христианства в этот господствующий класс начинают вливаться верхи духовенства.
Древние славяне чтили своих предков, поклонялись им, устраивали праздники в их честь и поминали усопших. Жизнь славян, занимавшихся охотой, рыболовством, земледелием, полностью зависела от природы, поэтому у них издавна формировался культ земли, неба, дождя, солнца, грома, молнии, ветра.
Все явления природы они считали могущественными живыми существами и поклонялись им. В пантеоне богов у славян особое место занимало поклонение Роду, который находился на небе и всему живому на земле давал жизнь. От него произошли такие слова как родня, родители, народ, природа и др.
Вполне возможно, что поклонение Роду отражало наметившуюся тенденцию перехода к единобожию.
Восточные славяне верили, что могущественные силы есть везде, например, в лесу – леший, в воде – водяной, в доме – домовой.
Восточные славяне в это время, как и другие народы, были язычники, господствовавшая у них дохристианская религия формировала строгие правила чести, нормы поведения и принципы справедливости.
В совокупности он получили название «правь», от которого произошли русские слова «право» и «правда».
Мироощущение восточных славян, их представления о мире воплотились в устном народном творчестве – сказках, поговорках, пословицах, былинах.
В сфере духовного развития дохристианская Русь достигла высоко уровня и была готова к восприятию христианского вероучения.
Порожденное первобытнообщинным строем язычество не удовлетворяло феодальное государство, которое решало задачи укрепления государственной власти, духовного объединения людей.
Что касается христианства, то легенды говорят, что оно распространялось издревле.
В отечественной истории 988 г занимает особое место – Русь по повелению Владимира I приняла христианскую религию. Многих принять новую религию заставляли силой.
Как бы ни было, крещение Руси в духовой жизни русского народа было величайшим событием. Новая вера во многом определила национальное самосознание, морально-нравственные и этические нормы, жизнь народа.
Пережитки родового строя с принятием христианства начинают отмирать, в Киевской Руси укрепляются и развиваются феодальные отношения, что способствует единству древнерусского государства, укреплению княжеской и боярской власти.
С самого начала церковь стала государственной идеологией и учила, что князь как посланник Бога призван управлять народом по его воле.