Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Достижения и проблемы науки, культуры и образования после ВОВ

Усиление идеологического пресса

Война нанесла значительный урон русской культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за границу сотни тысяч книг. От военных действий, голода, эпидемий, тяжелых условий труда погибло много талантливых ученых, писателей, художников. Существенно уменьшилось количество выпускников высших учебных заведений. Восстановление науки, культуры и искусства происходило в тяжелых условиях экономической разрухи сразу после освобождения от врага оккупированных территорий и продолжалось почти десятилетие.

Особой чертой развития культуры в первые послевоенные годы было усиленное вмешательство государственно-партийного аппарата в культурную жизнь общества. Культура рассматривалась как «идеологический фронт», средство пропаганды политики партии, культа личности вождя, советского образа жизни и мышления. Сокрушительной критике подвергались «буржуазные взгляды» и «поклонение культуре буржуазного Запада», попытки «отойти от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Усиление цензуры на себе первыми почувствовали М. Зощенко и А. Ахматова. Уже в 1946 г. партийное руководство страны издало постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В них критиковался детский рассказ М. Зощенко «Приключения обезьянки». На Оргбюро ЦК партии секретарь по идеологии А. Жданов обвинил автора в безыдейности, вульгарности и аполитичности.

Аналогичные обвинения вскоре были предъявлены поэтессе А. Ахматовой и целом ряде других литераторов. В результате этих постановлений развернулась широкая кампания преследования деятелей культуры. За короткое время почти вся культурная сфера стала полностью контролируемой.

Замечание 1

Кульминацией «всенародной любви» к вождю и учителю Сталину стало празднование его 70-летия. В течение одного года было создано более 2 тыс. произведений об «отце народов». Среди заказанных произведений о Сталине были песня И. Дунаевского, стихи А. Ахматовой и др.

«Достижения и проблемы науки, культуры и образования после ВОВ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Кризис в науке

В 1947 – 1951 гг. компартия организовала в обществе дискуссии по вопросам философии, политэкономии, языкознанию. В ней принимали участие не только ученые, но и партийные деятели. Результатом таких дискуссий становилась критика и преследование ученых, ликвидация научных центров увольнение ученых с работы, изъятие из библиотек уже опубликованных книг. Одним из первых критике было подвергнуто философа Г. Александрова книги по истории западноевропейской философии.

Со значительными трудностями столкнулись советские кибернетики, генетики, исследователи квантовой механики. Во времена правления Сталина их подвергали различным гонениям и запретам. В августе 1948 г. их исследование было объявлено лженаучными, а труды запрещены. Доминирующее положение в агробиологии заняла групп ученых, возглавляемая академиком Т. Лысенко, что имело негативное влияние на развитие всего аграрного сектора советской экономики. Сборник статей «Против идеализма в современной физике» Лысенко критиковал советских физиков – сторонников теорий А. Эйнштейна (Л. Ландау, И. Тамма, Ю. Харитона, Я. Зельдовича, А. Иоффе и др.). Только заинтересованность руководства СССР в как можно более быстром создании атомной бомбы позволила избежать репрессий целой группе ученых, обвиненных в идеализации теории относительности («бомба спасла физиков»). В случае проведения репрессий против них советская наука была бы отброшена в своем развитии на 50 лет назад.

Замечание 2

Со смертью Сталина советская литература и искусство получили значительно более широкие возможности для своего развития. Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. Снова начали печатать книги В. Веселого, П. Васильева, И. Бабеля и других.

Достижения в сфере образования

Расходы на социально-культурные мероприятия к концу пятилетки вышли на второе место. Проблемы укрепления здоровья населения, развитие массового спорта, профилактика, повышение иммунитета детей и взрослых против возможных заболеваний, а не лечение уже заболевших людей – отличительная черта советской системы здравоохранения в послевоенный период.

Достижения в сфере образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Из приведенных данных хорошо видно, что в России понимали роль и значение здоровья и образования в формировании и развитии главной производительной силы страны. Поэтому даже в самые трудные годы восстановления хозяйства и изнурительной гонки вооружений в условиях холодной войны руководящие органы страны находили достаточно крупные финансовые ресурсы для вложений в человеческий капитал. В 1950 году в вузах страны обучалось 1 247 тысяч студентов, то есть в полтора раза больше, чем в довоенном 1940 году. В техникумах соответственно 1 298 человек против 975 тысяч. Только за один 1950 год вузы и техникумы окончили полмиллиона молодых специалистов.

О подъеме культуры в послевоенный период свидетельствуют высокие темпы восстановления ее инфраструктуры. В 1950 году в стране функционировало клубов и библиотек на 15 % больше, чем до войны, кинотеатров – в 1,5 раза. Значительно возросло количество дворцов культуры. Однако сократилось число профессиональных театров. В то же время тираж книг увеличился на 84 %, тираж газет – почти в 4 раза.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot