Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Николай I: концепция власти и государственная политика

Все предметы / История России / Николай I: концепция власти и государственная политика

Тридцатилетнее правление Николая I (1825—1855) — это период наивысшего могущества самодержавия и одновременно кризиса феодально-крепостнического строя. Вступление императора на престол омрачилось событиями на Сенатской площади, оставившими на его характере и мировоззрении неизгладимый отпечаток. Николай убедился, насколько серьезна для монархической власти угроза со стороны желавших преобразований общественных сил.

Теория официальной народности

Мировоззрение нового императора отличались консерватизмом. Вера в божественное происхождение царской власти и в божественное покровительство монаршей особе была характерной чертой его взглядов. К правлению он относился как к возложенному на нео свыше долгу. Это определило охранительный характер царствования, лейтмотивом которого стали слова, сказанные после восстания декабристов:

«Революция на пороге, но, клянусь, она не проникнет, пока во мне сохраняется дыхание жизни, пока… я буду императором».

Главную угрозу вековым устоям страны император видел в вольномыслии, исходившем из Европы. Важным аспектом его внутренней политики стало строительство «умственных плотин» для ограждения общества от пагубного влияния европейского Просвещения.

В правление Николая I окончательно оформилась доктрина монархического государства. В 1832 году С.С. Уваров, товарищ министра народного просвещения, в докладе императору сформулировал триаду: «православие, самодержавие, народность», назвав ее залогом силы и величия Отечества. Эта формула провозгласила новый принцип: опора монархической власти на патриархальное крестьянство, минуя скомпрометировавшее себя на Сенатской площади дворянство. Доктрина, получившая название «теория официальной народности», основывалась на идее имперского превосходства и национальной исключительности. Она была должна обеспечить идейную изоляцию России от Запада.

Готовые работы на аналогичную тему

Укрепление государственного строя

После 14 декабря монарх не без оснований полагал, что родовитое дворянство не заслуживает доверия, и полагался на бюрократию и армию. Бюрократизация и милитаризация государственного строя достигли огромных размеров. Армия была для Николая I не только инструментом власти, но и идеальной моделью общественной организации, которую он желал распространить на всю страну. По подсчетам историка П.А. Зайончковского численность чиновничества в первой половине XIX века выросла более чем в четыре раза, достигнув цифры в 61 тысячу человек. Социальную базу режима, кроме армии и бюрократии, составляли провинциальные помещики с патриархальными представлениями и жившие трудом крепостных крестьян.

Основной целью внутренней политики стало укрепление государственного строя, для чего следовало навести «порядок» в государстве: так наладить самодержавно-бюрократический механизм, чтобы он работал без перебоев. Исходя из легитимистских убеждений, император полагал, что в основе порядка лежит закон; так же важен и контроль над соблюдением закона.

Была проведена кодификация права. Исполнение ответственной и трудоемкой работы император возложил на М.М. Сперанского. Попытки систематизировать законодательство предпринимались регулярно со времен Петра I, но к моменту вступления Николая I на престол накопились тысячи указов и распоряжений, иногда противоречивших друг другу. Все признавались действующими. Объем законодательства настолько возрос, что в судах нормальное производство дел стало невозможно. Для обоснования судебных решений приходилось делать обширные выписки из множества актов

М. М. Сперанский и его ведомство осуществили колоссальный труд, собрав и приведя в систему более 30 тысяч актов — от 1649 года до 1825 года. Результатом явились:

  • «Полное собрание законов Российской Империи» в 47 томах;
  • «Свод законов Российской Империи» — действующие законы в 15 томах.

В опубликованном в 1833 году «Своде» законы располагались по тематико-хронологическому принципу (административно-сословное, государственное право, уголовное, полицейское и т. д.).

Упорядочение законодательства не привело к избавлению от административного и судебного произвола. В деле наведения порядка император должен был действовать доступными средствами и инструментами. Бороться с чиновничьим произволом было поручено самим чиновникам, для чего была налажена практика сенатских ревизий.

Исключительное значение в системе управления приобрела Собственная его императорского величества канцелярия, которая стала органом личной власти Николая I. Ее отделения постепенно получили роль вторых министерств, изымая важнейшие категории государственных дел в свое ведение. Среди отделений канцелярии выделялось Третье, которое возглавил ближайший сподвижник и личный друг Николая I барон А.Х. Бенкендорф. В функции отделения входило:

  • обеспечение «безопасности престола и спокойствия государства»;
  • сыск по политическим делам;
  • надзор за общественными деятелями, учеными и писателями;
  • слежка за иностранными подданными в России;
  • борьба с фальшивомонетчиками;
  • наблюдение за расколом и сектантством;
  • надзор за действиями администрации;
  • ведение статистики крестьянских волнений.
Замечание 1

Предельная концентрация власти у одного человека на практике оборачивалась полной бесконтрольностью за реальным состояние дел в стране.

Российский властный произвол исходил не лично от монарха, а царил повсюду на местах. Добиться от чиновников соблюдения законности можно было только введением общественного контроля. Но для этого необходимо создавать учреждения, несовместимые с сословно-крепостническим строем, — свободную прессу, народное представительство, политические партии.

Крестьянский вопрос

Ведущее место занимал крестьянский вопрос. Необходимость отмены крепостного права осознавалась и императором, и некоторыми лицами из его окружения. Сторонником скорейшего исполнения этой меры был А.Х. Бенкендорф, исходивший из соображений государственной безопасности, который не раз отмечал, что «из года в год распространяется между помещичьими крестьянами мысль о вольности».

Но Николай I, опасаясь недовольства дворян, предпочитал действовать осторожно, и меры по устройству судьбы крепостных крестьян свелись лишь к частным изменениям. Запрещено было продавать крепостных крестьян без земли или землю без крепостных, отдавать крепостных на заводы, ограничивалось право помещика ссылать крестьян в Сибирь, продавать с публичного торга с разделением семейств, платить крестьянами частные долги.

В западных губерниях в 1844 году была проведена инвентарная реформа, в ходе которой правительственные чиновники проводили описание имений и четко определили повинности и земельные наделы крестьян. Занесенные в инвентари сведения не подлежали дальнейшим изменениям. Правительство стремилось выполнить «примирительную» роль, регулируя отношения между помещиков и крепостных крестьян.

Важным явлением стала реформа в отношении государственных крестьян, проведенная в 1837—1841 годах министром государственных имуществ П.Д. Киселевым. Реформа способствовала улучшению социальных и экономических условий жизни «казенных» крестьян, составлявших более 34 % податного сельского населения. Размер оброка стал соотноситься с доходностью надела. В деревне формировались кредитные кассы, выдававшие нуждавшимся крестьянам ссуды на льготных условиях. В течение двадцати лет было начали работу свыше 2,4 тысяч сельских приходских училищ, что способствовало росту уровня грамотности крестьян. В деревнях организовывались ветеринарные и медицинские и пункты.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис