История создания советской милиции
Молодое советское государство формировалось в сложных условиях, в которых надо было создать действующую систему органов управления. Сохранение экономического потенциала страны было важной задачей советского правительства. Национализация промышленности требовала мер по сохранению и дальнейшему развитию экономического потенциала, а также обеспечению защиты промышленности и транспорта от преступных действий.
Ликвидация буржуазного Временного Правительства была юридически закреплена на Втором Всероссийском съезде Советов 25-26 октября по старому стилю 1917 г.
Созданная Временным Правительством милиция вместе с её центральными органами перестала существовать после захвата власти Советами. Было упразднено 2 декабря 1917 г Министерство внутренних дел и Главное управление по делам милиции, а на местах всё зависело от обстоятельств - органы старой милиции, занимавшие по отношению к Советской власти враждебную позицию, немедленно ликвидировались, а когда старая милиция была лояльной к Советской власти, вопрос решался по-другому.
Так, например, в Петрограде и в Амурской области в феврале 1918 г. было принято постановление о немедленном роспуске милиции бывшего Временного Правительства.
Реорганизацию аппарата старой милиции проводили полномочные представители Советов и военно-революционных комитетов. Районные советы в Москве, например, на все участки назначили гражданских комиссаров, а для непосредственного руководства милицией был образован Совет милиции.
Таким образом, можно сказать, что существует какая-то организационная преемственность между милицией Временного Правительства и новой милицией – первая в ряде случаев была источником формирования второй.
На основании постановления НКВД 28 октября 1917 г была организована новая советская милиция.
Рабочая милиция имела одну особенность – она сочетала государственные и негосударственные черты.
Созданная Советами рабочая милиция свои функции осуществляла от их лица и выступала как государственный орган. В то же время у неё не было постоянных кадров в штате, т.е. она имела характер массовых самодеятельных организаций трудящихся. В первые месяцы милиция выполняла как военные функции, так и функции по наведению порядка.
Военные формирования, не имевшие профессиональной основы, не могли выполнять военные функции и обеспечивать борьбу с преступностью. Исходя их этого, требовалось создание регулярной постоянной армии на профессиональных началах.
Проект Положения о советской милиции был рассмотрен СНК в августе 1918 г. Её центральным органом первоначально было Управление милиции как подотдел в составе Отдела местного управления НКВД РСФСР.
Работа, которую выполнял центральный орган и его масштабы требовали образования самостоятельного звена.
В результате Управление в октябре 1918 г было реорганизовано в Главное Управление милиции, осуществлявшее общее руководство деятельностью советской милиции, издававшее указы и контролировавшее органы милиции на местах.
Милиция в годы Великой Отечественной войны
В районах, находившихся на «военном положении» личный состав милиции принимал участие в операциях по уничтожению диверсионных групп, диверсантов, подразделений вермахта, которые действовали в советском тылу.
Для этого шло формирование знаменитых истребительных батальонов по 200 бойцов в каждом. Войсковые подразделения в крупных центрах формировались из числа милиционеров, участвовавших в боевых действиях, если линия фронта перемещалась к границе города. Но основной акцент делался на проведение спецопераций в тылу противника. Для этого в Москве была создана отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР. Бригада провела за 4 года 137 тыс. операций.
Партизанское движение во многом обязано милиционерам. Сотрудники милиции добровольно записывались в действующую армию, и только за первый месяц 1941 года из личного состава в армию ушло около 25% личного состава.
Тем не менее, главная задача милиции в военные годы заключалась в борьбе с преступностью и охране порядка. Проблем было много – усложнение криминогенной обстановки, обновление личного состава, рост преступности.
Только за один 1942 г преступность в стране выросла на 22% по сравнению с 1941.г. Снижение преступности наметилось в 1945 г.
Наибольший рост показывали тяжкие преступления – за первый год войны было зарегистрировано 3317 убийств, а в 1944 г – 8369.
Огромное число разбоев, грабежей, краж и др. Для борьбы с преступностью принимались особые меры. Все нарушения рассматривались военным трибуналом по законам военного времени.
Милицейским и военным патрулям после введения осадного положения Москвы было дано право - бандитов и мародеров расстреливать на месте преступления.
Органами милиции принимались особые организационные, оперативные и тактические меры в наиболее неблагополучных районах, например, в Ташкенте бригада НКВД СССР ликвидировала банду из 48 человек. Подобные операции были проведены в Новосибирске в 1943 г и в Куйбышеве в 1944 г.
Активное участие принимала милиция и в оказании помощи детям – выявляла безнадзорных и беспризорных, распределяла их в детские приемники и детские дома. Так же постоянно расширялась сеть детских комнат при милиции - в 1943 г детских комнат насчитывалось 745, а в конце войны их было более 1000.
Послевоенное реформирование милиции
После войны союзные наркоматы реорганизовали в министерства и в 1946 г НКВД становится МВД СССР.
Периодические объединения-разделения органов МВД (НКВД) и МГБ (НКГБ) имели место до середины 50-х годов.
Сохранялась практика руководства милицией и уголовным розыском со стороны органов госбезопасности.
Под началом Главного управления милиции в августе 1950 г находилось три управления:
- милицейская служба, занимавшаяся охраной общественного порядка, обеспечением исполнения законов и распоряжений властей;
- управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией;
- управление по уголовным сыскам.
Шло и организационное укрепление милиции. Отдел уголовного розыска Главного Управления милиции МВД СССР в 1946 г преобразовали в Управление уголовного розыска, работа которого строилась по территориальному принципу.
Шло усиление низовых аппаратов уголовного розыска. В составе управления милиции в это время созданы следственные аппараты.
Преобразован был отдел БХСС Главного Управления милиции в 1947 г в Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.
В Москве, столицах союзных республик, а также в Ленинграде, Архангельске, Мурманске и Владивостоке подразделения милиции строились по войсковому принципу.
В подготовке специалистов большая роль отводилась криминалистическим музеям, которые играли роль научных и учебно-методических центров.
В апреле 1947 г Главным управлением милиции МВД СССР было принято решение о создании таких музеев во всех республиканских, краевых и областных управлениях милиции.
После смерти Сталина и Берии Совет министров СССР образует Комитет государственной безопасности, а в апреле 1955 г образуется Министерство внутренних дел РСФСР.
С 1956 г восстанавливается «двойное подчинение» милиции – по вертикали вышестоящему органу, а по горизонтали – Совету народных депутатов соответствующего уровня.
Совет Министров СССР 17 августа 1962 г утверждает Положение, в котором указывалось, что милиция является административно-исполнительным органом СССР, который призван охранять общественный порядок.
Несколько важных нормативно-правовых актов принимается в 60-70-е годы, направленных на совершенствование организации милиции и её деятельности.
Идет укрепление аппарата уголовного розыска и следствия в 60-80-е годы. Управление уголовного розыска в 1968 г было реорганизовано в Главное Управление уголовного розыска МВД СССР.
К катастрофическим последствиям в начале 80-х годов приводит смена министерского руководства – это была огромная по своим масштабам чистка кадров. Эти меры органы внутренних дел в своем развитии отбросили далеко назад – пришлось, практически, заново решать задачу «формирования ядра профессионалов».