Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Советский кинематограф в 1920-1930 годы

История советского кинематографа

У отечественного кинематографа нет определенного дня рождения, оно зарождалось во времени, наполняясь новыми составляющими.

Можно назвать разные даты его зарождения:

  • 4 и 6 мая 1896 г известны как даты «рождения» российского кинозрителя, потому что в эти дни в Москве и Петербурге прошли первые киносеансы, и российский зритель увидел программу фильмов братьев Люмьер;
  • 14 мая 1896 г – дата рождения русской официальной кинодокументалистики («царская хроника»). В этот день французский оператор К. Серф в Кремле провел первую в России хроникальную съемку, выполняя задание братьев Люмьер;
  • 20 февраля 1907 г является датой рождения отечественной кинохроники – придворный оператор А. К. Ягельский снимал открытие II Государственной думы;
  • 15 октября 1908 г стало датой рождения отечественного игрового кино. Этот день ознаменовался выходом на экраны первого русского фильма «Стенька Разин».

Несмотря на это в российском кинематографе лидерами были иностранцы. Москва стала кинематографической вотчиной братьев Пате, разместивших в столице свою фирму. Они вели бойкую торговлю киноаппаратами, игровыми картинами, выпускали хроникальный журнал.

Историк кино Н.М. Зорская, пишет о том, что в 1913 г братья Пате у Тверской Заставы открыли фешенебельную фабрику для того, чтобы на местах событий снимать фильмы про Россию.

Их конкурентами были французы – фирмы Гомон и Эклер, итальянцы – фирмы Глория, Чинес, тоже устремившиеся в Россию. Таким образом, начало российской киноцивилизации положили европейцы.

Изначально Россия создавала свой кинематограф на прокате зарубежных фильмов, а своих почти не производила. Российский кинорынок, уникальный по активности и объему, начинает формироваться с 1903 г открытием в российских городах стационарных залов.

Владельцы кинотеатров привозили новые фильмы из-за границы и, безусловно, это было очень дорого. В связи с этим возникала необходимость организации собственного производства. Необходимо было создать подобие складов и одновременно магазинов, называвшихся прокатными конторами. Первую такую контору, где фильмы брались напрокат, в 1906 г открыл в Москве А. Ханжонков, а в следующем году он основал фирму «Торговый дом Ханжонков и К».

«Советский кинематограф в 1920-1930 годы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

За пять лет, с 1909 по 1914 гг., фирма Ханжонкова выпустила более 70 игровых картин и заняла первое место в России по объему производства.

Конкуренцию Ханжонкову составил А. Дранков, фирма которого сняла «Стеньку Разина». Для создания фильма требовались деньги и высокий покровительс, которым выступил П. Столыпин. Премьера фильма состоялась 15 октября 1908 г, этот день и принято считать датой рождения российского кино.

Кинематограф 20-х годов

Большевики относились к кино как к искусству, и это превращало режиссеров в художников мирового масштаба, советский кинематограф задавал стандарты для всех стран.

Б. Барнет был до революции профессиональным боксером, из следственных органов в кинематограф пришли М. Донской и Ф. Эрмлер. С. Эйзенштейн – бывший техник-строитель, а затем военный переводчик.

Русский киноавангард, вошедший в 20-е годы в золотой фонд мирового киноискусства, был рожден Октябрем.

За годы Гражданской войны русский кинематограф выпустил более 50 «агиток», в этот же период были экранизированы «Герасим и Муму» режиссером Ч. Сабинским. Режиссер Разумный в 1920 г осуществил первую экранизацию романа М. Горького «Мать».

Кинохроника страны развивалась, преодолевая большие трудности – отсутствие пленки, творческих кадров, отсутствие аппаратуры.

Режиссер Д. Вертов, используя удачные фронтовые съемки, смонтировал в 1921 г полнометражный документальный фильм «История Гражданской войны».

Киноматериалы хроники, на которых запечатлен В.И. Ленин представляют исключительный исторический интерес.

После Гражданской войны необходимо было шире использовать кино, чтобы поднять политический и культурный уровень населения. На основании постановления СНК РСФСР в 1922 г было создано «Госкино», в ведение которого перешел прокат и кинопроизводство.

Если в 1921 г было впущено 7 художественных фильмов, то в 1925 г уже 65 фильмов. Однако фильмы из-за границы продолжали завозить.

В 20-е годы в игровое кино приходят молодые творческие силы, дебютирует С. Эйзенштейн, в 1924 г на экраны выходит его фильм «Стачка», а в 1925 г историко-революционный фильм «Броненосец Потемкин», ставший боевым знаменем русской советской кинематографии. Фильм получает широкое признание, как в СССР, так и за рубежом.

Реклама фильма С. Эйзенштейна "Стачка". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Реклама фильма С. Эйзенштейна "Стачка". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Другой режиссер-новатор В. Пудовкин в 1926 г осуществил экранизацию романа М. Горького «Мать», это была вторая экранизация после режиссера Разумного. главные роли в его фильме исполняли В. Барановская (Ниловна) и Н. Баталов (Павел). Фильм В. Пудовкина преумножил славу русской советской кинематографии. К последующим работам режиссера относятся фильмы«Конец Санкт-Петербурга», вышедший в 1927 г и «Потомок Чингисхана», вышедший в 1929 г.

Начиная с 1923 г в РСФСР осуществляется выпуск графических мультфильмов режиссера Вертова и художников И. Белякова, А. Бушкина, Б. Волкова.

Кинематограф 30-х годов

ЦК ВКП(б) в своем постановлении от 8 декабря 1931 г говорил о том, что задача советского кино состоит в том, чтобы создаваемые картины имели высокое качество, обеспечивали отдых рабочих и колхозников, поднимали культурный и политический уровень. Кино должно отражать героическую борьбу людей за социализм, жизнь и быт рабочих, историю Гражданской войны, должно мобилизовать трудящихся на укрепление обороноспособности страны.

К концу 30-х годов завершается процесс централизации советского кинематографа и при всех своих издержках он приносит пользы больше, чем вреда. Увеличивается не только количество выпускаемых фильмов, растет их качество и жанровое многообразие.

В конце 30-х годов сценаристы и режиссеры были мобилизованы для нужд внешней и внутренней политики, поскольку в Европе уже шла война, и советское кино переходило на военные рельсы.

Если кинематограф 20-х годов был режиссерский, то в 30-е годы он стал актерским, основной фигурой стал актер, через которого режиссер и сценарист воплощали свой замысел.

Появилась школа Станиславского, что говорило о высоком уровне советского кино.

Система, сложившаяся в 30-е годы, на ближайшие 50 лет определила лицо советского кино, несмотря на то, что ресурсы его, по сравнению с американскими, были ограничены.

Основное место в эти годы занимает историко-революционная тематика – «Юность Максима», «Мы из Кронштадта», «Семеро смелых» и др. Самым ярким и знаменитым в это время становится фильм братьев Васильевых «Чапаев», получивший всенародное признание. Роль комдива в фильме сыграл Б. Бабочкин.

Советское кино. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Советское кино. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В этот период создается много фильмов о В.И. Ленине, самыми удачными из них были фильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 г», «Человек с ружьем» и др.

Шла в 30-е годы и экранизация классики - на экраны выходят фильмы «Гроза» режиссера В. Петрова и «Бесприданница» Якова Протазанова.

Выполняя социальный заказ 30-х годов, режиссеры снимали комедийные фильмы, ставшие настоящими киношедеврами, в их числе музыкальные комедии Г.В. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» с участием Утесова, Ильинского, Орловой, а также И.А. Пырьева «Свинарка и пастух», «Трактористы», где снимались М. Ладынина и Н. Крючков.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot