Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сословное деление древнерусского общества XIV-XV вв.

Все предметы / История России / Сословное деление древнерусского общества XIV-XV вв.

XIV-XV вв. Российское общество было разделено на несколько обширных социальных групп, которые отличались друг от друга не только фактически, но и юридически. Принадлежность к данным группам была наследственной, что дает основание рассматривать эти группы людей как социальные классы, социальные слои, уже характерные для нового феодального общества. Это общество характеризовалось своеобразной социальной иерархией, где расстояние между верхней и нижней ступенями было намного больше, чем во времена «Русской Правды».

Доминирующей социальной группой в этом обществе были бояре, противостоящие низшим слоям:

  • горожанам,
  • сельским людям.

Городские жители – торговцы и ремесленники, занимали в социальной иерархии несколько более высокое положение, чем сельские жители – крестьяне.

Положение бояр

На Руси верхним слоем общества были бояре. В документах XIV-XV вв. так называли любого землевладельца, который владел унаследованным недвижимым имуществом – имением.

В XIV–XV вв. боярин был не только владельцем земли, но и обладал административной и судебной властью над крестьянами, находившимися в его владении, был для них своего рода «сувереном». Такие отношения были санкционированы государственными органами. Специальным документом – благодарственным письмом государь предоставлял боярскому имуществу налоговую и судебную неприкосновенность, то есть отказывался от своих прав на сбор государственных налогов или их части, от суда и управления крестьянами. Обычно государственные органы оставляют за собой только серьезные уголовные преступления.

Замечание 1

Таким образом, в XIV-XV вв. сформировалось феодальное общество с его основными социальными классами: феодал-помещик и противостоявший ему зависимый крестьянин.

Духовенство

Важные изменения в XIV-XV вв. произошли в среде духовенства. Эти изменения в основном касались епископских резиденций и монастырей. К XIV веку митрополия и епископские кафедры уже имели целые волости, в которых были сотни крестьянских дворов. Епископ управлял своим имуществом с помощью двора, который в миниатюре воспроизводил структуру княжеского двора. Светские вассалы такого церковного иерарха отправлялись на войну в особом отряде во главе с воеводой. Имущество таких иерархов иногда представляло собой истинное «государство в государстве».

Готовые работы на аналогичную тему

Монастыри также стали крупными землевладельцами, и их владения быстро росли в XIV и XIV вв. благодаря пожертвованиям владельцев имений, которые надеялись, что акт раздачи земли обеспечит им благосклонность Бога. Такие пожертвования были очень популярны в то время, и земельные владения духовенства неуклонно росли. Важно отметить, что монастырские владения также пользовались значительными фискальными и судебными привилегиями.

Само количество духовенства значительно увеличилось, страну покрыла сеть приходских церквей, которые жители регулярно посещали. Церковь больше не нуждалась в поддержке государственной власти в борьбе за обращение язычников в христианство.

Церковь уже не была так зависима от княжеской власти, как во времена Киевской Руси. Она стала самостоятельной силой, способной отстаивать свои интересы, что нашло выражение в деятельности митрополита Киприана, а затем Фотия. Они добились от Великого князя Московского заключения договоров, гарантирующих права митрополичьей резиденции, и подтверждения текстов уставов Владимира и Ярослава с изменениями, отражающими произошедшие изменения в положении Церкви и общества в XII-XIV вв.

В то же время ряд факторов способствовал сохранению определенной зависимости духовенства от светских властей и светских помещиков:

  • Во-первых, только известные и почитаемые епископальные кафедры, и монастыри стали крупными землевладельцами со своим имуществом и доходами. Даже городские соборы не владели своей землей и жили за счет доходов от торговли и других пошлин, предоставленных княжеской властью. Главный храм Москвы, Успенский собор в Кремле, приобрел свою первую недвижимость только в конце XV века.
  • Во-вторых, в XIV-XV вв. церковный староста (князь или боярин), основавший монастырь или церковь на своих землях и наделивший их имуществом, имел на них высшие права собственника. В случае необходимости он мог распоряжаться собственностью церковного учреждения по своему усмотрению, брать ценности из своей казны или распоряжаться своей землей. От него зависело, кто будет настоятелем монастыря или священником церкви.

Зависимость части духовенства от светской власти усилилась из-за практики выдачи князьями так называемых несудимых грамот, согласно которым братия монастыря или священники освобождались от суда епископа и от пошлин в епископальную казну, и в то же время они подчинялись судебной власти князя.

Горожане в XIV–XV вв.

Значительную часть общества Руси составляли «горожане» – население городов. Основную массу городского населения составляла посадская община. В нее входили купцы и ремесленники, жившие на ее территории. Посадская община российского города подчинялась административной и судебной власти княжеского наместника и облагалась множеством налогов и пошлин, возложенных на нее властью князя.

Большинство жителей посада были ремесленниками, которые сами или с помощью учеников изготавливали определенные товары и продавали их на рынке.

Ремесленники, изготовлявшие схожие изделия, продавали их в лавках, расположенных в определенном ряду. Владельцы лавочных рядов – рядовичи образовали несколько объединений во главе с рядовским старостой.

Особую часть городского населения составляли зажиточные купцы, которые вели дальнюю заморскую торговлю. Это была торговля мехами и предметами роскоши, в которых нуждалась социальная элита российского и западного общества. Благодаря большой разнице в ценах такая ьорговля способствовала накоплению торгового капитала.

Русское крестьянство в XIV–XV вв.

Положение крестьянского хозяйства продолжало оставаться нестабильным, и в этих условиях крестьянин, как и прежде, нуждался в поддержке общины, которая сохранялась в XIV-XV вв. В средней полосе России на государственных землях община совпадала с административной единицей – волостью, на частных землях она могла охватывать земли ряда собственников. На территории общины-волости по-прежнему располагалось большое количество мелких поселений, обычно состоящих из нескольких крестьянских дворов. В личном владении владельцев крестьянских дворов, помимо самих построек, находились расположенные возле двора огороды, вспаханные ими участки земли и сенокосы.

Холопы

Важное место в жизни русского общества XIV-XV вв. занимали холопы. Их правовой статус не изменился, они продолжали считаться частью собственности хозяина вместе с его скотом. Состав этой социальной группы был неоднороден. Вместе с людьми, которые работали на пашне или в домашнем хозяйстве, у хозяина были холопы, которые помогали ему управлять хозяйством (ключники и приказчики), сопровождали хозяина на войне (военная свита), помогали хозяину в выполнении его административных обязанностей.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис