Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Реки России как основные пути сообщения в XV-XVII веках

Все предметы / История России / Реки России как основные пути сообщения в XV-XVII веках
Содержание статьи

Главные речные пути средневековой Руси

В средневековой Руси основными путями коммуникации были реки и озера. Таковая их роль определялась геолого-географическим строением европейской части страны: бескрайняя равнина, по которой протекает множество рек, впадающих в Черное, Каспийское, Белое и Балтийское моря.

Главные реки Руси:

  • Волга, несущая свои воды на юго-восток к Каспийскому морю,
  • Днепр, текущий на юг,
  • западная Двина, текущая к Балтийскому морю,
  • Ловать и Мста, связанные с Балтийским морем системой рек и озер, впадающих в озеро Ильмень,
  • Сухона, которая впадает в Северную Двину, текущую на север к Белому морю.

По этим дорогам русские издавна возили грузы. В верховьях рек устраивались переправы для перетаскивания кораблей и грузов из одной реки в другую. Так, были налажены переправы между:

  • Днепром, Ловатью и Западной Двиной;
  • Днепром и Москва-рекой;
  • Шексной и Сухоной и др.

От Балтийского до Черного моря корабли шли по руслам Невы, Ловати, Волхова, Днепра и Десны. Данный торговый путь известен как маршрут «из варяг в греки». От Днепра можно было перебраться на другую торговую артерию востока России – Волгу. Для этого использовались переправы от верховьев Днепра до Верхней Волги или от Днепра до Угры (притока Оки) и по Оке до Волги. Ока и Верхняя Волга были главными транспортными путями Рязанского, Суздальского и Владимирского княжеств. С развитием Московского государства в XVI веке, завоеванием Казани в 1552 году и Астрахани в 1556 году Волга стала главным русским торговым путем и европейским маршрутом Восток-Запад, открывшим возможности для развития торговли между странами Азии и Европы. В 1553 году в устье Северной Двины появились первые английские корабли и был открыт новый морской путь на запад.

В XVI веке торговые отношения между Москвой и европейскими странами установились вдоль нового водного пути, по Северной Двине и ее притокам. До начала XVIII века этот путь проходил от города Вологды по рекам:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Вологда,
  • Сухона,
  • Северная Двина.

В устье Северной Двины был построен один из крупнейших торговых центров и морских портов – Архангельск. Грузы доставлялись в Вологду из Москвы наземным транспортом - конными экипажами. В конце XVI века началось освоение Сибири и Дальнего Востока. Походы отрядов Дьякова, Ермака, Хабарова, Пояркова, Порфильева, Колесова и других были возможны только по рекам, и озерам. Водный путь от верховья реки Тура, притока Тобола, и далее по Тоболу, Оби, Иртышу способствовал появлению таких городов как:

  • Тобольск,
  • Туринск,
  • Верхотурье,
  • Сургут,
  • Тюмень,
  • Нарым и др. Эти города стали впоследствии транспортными и торговыми узлами.

История освоения рек севера, северо-востока и северо-запада в XVI – XVII веках была связана с объединением русских земель и превращением Москвы в политический, экономический и культурный центр. Экономическое развитие Москвы и Московского государства в прошлом во многом было связано с Москвой-рекой, которая служила связующим звеном во всей речной транспортной системе. Первый проект создания искусственного водного пути, соединяющего Москву и Верхнюю Волгу, появился в 1674 году. Речной транспорт значительно развился при Петре I. Для обеспечения экономических связей с Балтийским, Азовским и Черноморским регионами были усовершенствованы водные пути и построены суда, отвечающие новым требованиям. Выход к Балтийскому морю и перенос столицы из Москвы к берегам Финского залива потребовали улучшения водного сообщения от Волги до Балтики для того, чтобы суда следовали без перевалки грузов в верховьях рек.

Развитие речного судостроения

С развитием торговли возросла потребность в крупных торговых судах. В XV-XVII вв. появились новые центры речного судостроения:

  • Балахна,
  • Дединово (под Коломной),
  • Пучеж,
  • Нижний Новгород,
  • Казань,
  • Городец,
  • Астрахань и др.

Особенностью крупных речных судов была грубая подготовка элементов корпуса. Поперечные и продольные комплекты изготавливались из: цельных бревен, поленьев и балок. Наружная обшивка была сделана из толстых досок. Особенностью русских речных судов было крайне ограниченное применение металла, который в основном использовался для изготовления скоб, скрепляющих сайдинговые панели по пазам.

Способы передвижения судов большой грузоподъемности по рекам Руси остались такими же, как и в начале развития речного судоходства: вниз по течению – самоплавом; против течения – конной или людской тягой. При образовании Русского государства разобщенность княжеств и отдельных городов привела к тому, что на пригодных для судоходства реках строились плотины мельниц, мосты и переправы, затруднявшие движение судов. Перемещение товаров по рекам на их территории считалось статьей дохода для сбора пошлин («мыта»). В 1497 году князь Иван III издал государственный документ – Свод законов, который установил единый порядок сбора «мыта» на всей территории государства. Однако владельцы плотин, мостов, мельниц, построенных на реках без всякого плана, продолжали взимать произвольную плату за проход судов.

С созданием централизованного российского государства необходимо было навести порядок на водных путях страны и разработать правила судоходства. 1 сентября 1648 года в Москве собрался Земский собор, который в январе 1649 года принял Свод законов, получивший название Соборный кодекс царя Алексея Михайловича Романова (отца Петра Великого). Это был первый законодательный акт, установивший свободу судоходства на внутренних водных путях России.

С вступлением на престол России в 1682 году Петр I (правил с 1689 года) в России начались серьезные социально-экономические преобразования. В то время у России не было выхода к внешним морям, кроме выхода к Белому морю в районе города Архангельска. Порт Архангельск, расположенный вдали от центральной части России, не мог удовлетворить потребности внешней торговли России. При Петре I Россия воевала с Турцией за доступ к Азовскому и Черному морям и со Швецией за выход к Балтийскому морю. Первая кампания по взятию Азова в 1695 году закончилась неудачей из-за отсутствия флота у русских войск и невозможности блокировать Азов с моря. Зимой 1695-1996 года более 25000 крестьян и горожан объединили свои силы, чтобы построить флот. Весной 1696 г. русские войска и флот спустились по Дону к Азову, а 18 июля 1696 г. Азов был взят. С тех пор река Дон стала важным водным путем, связывающим центральные и южные регионы России.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис