В IX-X вв. древнерусская община от родоплеменных отношений переходила к территориальным. Это сопровождалось следующими явлениями:
- замена рода новой формой отношений – патриархальной семьей;
- появление обедневших членов общества – разбойников и нищих;
- распространение нового вида рабства – холопства, в который обращают своих соплеменников, а не иноземцев (челядь);
- случаются переносы городов и, как следствие, создаются вместо старых племенных центров новые, основанных на территориальных началах;
- прекращение существования внутриобщинного ремесла, центрами которых стали города;
- ослабление института старейшин при возрастании влияния княжеской власти.
В это время начинает формироваться и новая социальная структура. Основным источником сведений об общественных отношениях Киевской Руси для нас является «Русская Правда» - древнерусский свод законов, составленный Ярославом Мудрым. Это законодательство четко прописывает наказания за преступления против разных слоев населения, и различия в наказаниях демонстрирует расслоение, характерное для Киевской Руси.
Все население делится на категории свободных и зависимых.
Свободное население
Великий князь стоял на вершине всей социальной структуры Киевской Руси. Он стоял во главе администрации, был высшим военачальником и верховным судьей, мог издавать и изменять законы. Основным источником доходов князя был сбор дани, который он производил ежегодно, объезжая подвластные ему племена, и полюдья, которое было платой с соплеменников за его осуществление общественно-полезной деятельности.
В период Киевской Руси титул великого князя носил тот, кто правил в Киеве. Киевский престол считался самым престижным, и занимали его представители из Рюриковичей, признанные другими князьями как старшие. Первым киевским князем считается Олег (882-912 гг.), а наивысшего могущества в качестве великого князя киевского достигли Владимир I Святославович (984-1015 гг.) и Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.).
Кроме великого князя существовал еще и титул удельного князя – князя, управляющего отдельной территорий, находящейся в подчинении политическому центру, в данном случае – Киеву. Удельный князь должен был платить Киеву дань и в случае необходимости посылать свое войско в ополчение. Удельные князья также происходили из династии Рюриковичей: ими могли являться братья, сыновья, племянники великого князя.
Из-за запутанности лествичной системы наследования между удельными князьями часто возникали конфликты из-за киевского престола, что в итоге привело к разделению Руси на множество уделов (княжеств).
Ниже князя стояли бояре – представители древнерусской аристократии. Они платили дань князю, но также и собирали ее со своих земель. Бояре составляли совет при князе, участвовали в боевых действиях, входили в дружину.
Дружина – это княжеское войско, обладавшее реальной военной силой и всегда окружавшее князя. Дружина принимала участие как в боевых действиях, так и в княжеском совете.
Дружина делилась на старшую и младшую:
- в старшую входили княжие мужи, бояре, которые занимали такие высшие должности – посадника, тысяцкого, воеводы; они были княжескими советниками и самой влиятельной частью веча;
- младшая состояла из отроков, кмети, гридей, детей боярских; они выполняли служебные функции при дворе и функции телохранителей; в делах управления не участвовали, но на военный совет допускались.
Отношение князя и дружины основаны на свободном договоре: вступление и выход из нее был полностью свободным. За службу князь выдавал землевладение.
Также, верхушку общества составляло духовенство, выполнявшее религиозные функции; высшее духовенство входило в совет при князе и пользовалось большим влиянием.
Крестьяне, ремесленники, купцы и пр. составляли основную часть свободного населения на Киевской Руси и назывались они «людьми». «Люди» обладали личной свободой, имуществом и занимались своим делом. Они платили определенную дань князю, а в случае военной опасности из них набиралось ополчение. В основе общественного строя Киевской Руси лежала крестьянская община (вервь) – волость, члены которой связаны круговой порукой. Ее членами были смерды – свободные крестьяне.
Зависимое население
Вследствие развития феодального землевладения, роста политик и экономики возникают различные формы зависимости населения от землевладельцев. До этих процессов на Руси существовало рабство, но рабами были представители других народов, как правило, пленники; соплеменников же обратить в рабство было нельзя. В новых условиях набирает популярность долговая и договорная форма зависимости. Виды зависимого населения были следующие:
- Рядовичи – крестьяне, которые заключили с феодалом договор (ряд), по которому они обязуются выполнять определенные работы в обмен на землю, инструменты, материалы и т.д. В такую категорию попадали, как правило, обедневшие крестьяне, для которых это был выход, чтобы как-то прокормиться;
- Закупы – это те, кто получил от феодала долг (купу) и обязаны ее отработать. Закупы сохраняли некоторые свои гражданские права и личное имущество. За бегство закупа можно было обратить в полную зависимость, но при этом он мог и свободно уйти на заработки для уплаты долга;
- Холопы зависели от феодала полностью, а их положение было близко к рабскому. По сути, холопы были собственностью своих господ: их можно было убить и продать. Холопами становились пленники, преступники, а также те, кто не смог отдать долг и те, кто вступил в брак с холопом; рожденные в семье холопов; некоторые сами продавали себя в холопство.
Итак, Киевская Русь имела вполне определенную и четкую социальную структуру. Население делилось на свободное и зависимое, а те делились на слои. Вся социальная структура была взаимосвязана, и со временем, основу общественных отношений начинает составлять землевладение, в результате чего аристократия начинает играть все более значительную роль, а простые крестьяне все более начинают ею закабаляться.