Шаманизм в Сибири — это традиционная форма мировоззрения народов Сибири, познания и видении мира, рассматривающая человека как часть Космоса.
Сибирский шаманизм рассматривается в качестве главного примера шаманизма. Он нацелен на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязей природы и человека.
Шаманы были неотъемлемыми и важнейшими членами традиционного общества, считались посредниками между миром духов и миром людей. В становлении личности шамана важную роль имели обряды посвящения, «увеличения сакральной силы» и получения статуса «Большого шамана».
Благодаря русским путешественникам и исследователям Сибири слово «шаман», имеющее тунгусо-маньчжурское происхождение, получило общемировое распространение.
Категории шаманов
У сибирских и дальневосточных народов шаманы делились на разные категории в зависимости от способностей. Самыми сильными считались «железные» шаманы Восточной и Центральной Сибири (например, эвенкийские), связанные с кузнечным делом и использовавшие в атрибутике металлы (преимущественно железо).
Отличительной чертой южно-сибирского шаманства (тувинцев, алтайцев, хакасов) и связанных с ними бурятского и якутского являлось разделение на черных шаманов, камлавших во все миры и белых, камлавших только в Верхний мир.
Преобладание формы семейного шаманства и широкие практики травестизма (перемены пола) были характерны для многих народов северо-восточной Азии (коряков, чукчей, эскимосов). В шаманской практике приамурских народов (удэгейцев, нанайцев, орочей и других) родовое шаманство сочеталось в равной степени с календарной и производственной обрядностью.
Среди западносибирских народов (ненцев, хантов, кетов и других) складывалась специализация сакральных лиц: предсказателей и гадателей, певцов, отправителей разных промысловых культов, непосредственно шаманов.
Духовное путешествие
Народы Сибири полагали, что шаманы, в качестве посредников между миром духов и миром людей, обладали не только способностями видеть иную реальность и путешествовать по ней, но и одновременно пребывать в двух мирах. Вселенная была особой реальностью — сакральным временем и пространством, в котором действуют особые законы, отличающиеся от обыденной жизни. Путешествия в мир духов для спасения душ заболевших проводились у таких народов, как: орочи, нганасаны, алтайские народности. Такое состояние носит название «камлания».
Музыка, звуки
Сильно разнятся музыкальные обычаи шаманов. Шаманы в некоторых культурах прибегают к ономатопее, подражая звукам природы. Последнее справедливо, в частности, для народов Саами, которые живут не в Сибири, но многие их шаманские практики и поверья перекликаются с практиками и поверьями ряда народов Сибири.
В качестве примера ритуальных песен можно привести традиционное пение саамов — йойк. В последнее время его исполняют только молодые шаманы. Отдельные особенные характеристики йойка могут объясняться необычными саамскими музыкальными идеалами, которые отличаются от идеалов в других культурах.
Антрополог М. Чаплицкая в 1914-1915 годах побывала в енисейской экспедиции. В своих путевых заметках она писала:
«Торжественно он взял бубен. Раздался дребезжащий грохот, достигший силы раскатов… Все громче звучало пение шамана. Он призывал Этигра, приносящего ураганы и смерть, прийти на звук бубна, где тряслось его изображение —стальная змея. В волнении он призывал Иньяна, который на крыльях переносит шамана в мир духов… Затем, как заведено у северных шаманов, он склонился перед темными духами, а пение перешло в тихие стенания…»
Научное исследование
В разное время изучением сибирского шаманизма занимались как отечественные, так и иностранные ученые. Основа исследований была заложена востоковедами и сибиреведами дореволюционной России. Историк К.А. Иностранцев писал:
«…Изучение особенностей племен, развившихся под влиянием разнообразных условий на пространстве, обнимающем северо-восток старого континента, представляет задачу, исполненную значения и интереса не только для науки, но и для образованного общества…»
Английская антрополог М. Чаплицкая, совершившая енисейскую экспедицию, в нескольких книгах и статьях осветила вопросы шаманизма у коренных сибирских народов. Религиоведение было основным направлением ее полевых исследований. При изучении верований коренных народов, онаобращалась к надмогильной символике и шаманским традициям:
«Я рассматривала вырезанные изображения животных на могиле шамана. Поскольку шаман в своем распоряжении имеет всю вселенную, когда он обращается к высшим силам, тунгусские понятия о вселенной были представлены на могиле. Тунгус, объяснявший значения деревянных фигур, назвал похожее на свинью существо с рогами «хали», что означает «мамонт». Останки мамонтов известны тунгусам, бивни мамонта они считают рогами».
В коллекции Чаплицкой интересным предметом является металлический жезл шамана эвенков, использовавшийся для медитаций («малых камланий»). Верхняя часть стержня изображает лицо духа, нижний конец выполнен в виде медвежьих когтей, которые шаман использует, чтобы цепляться за скалы и неровности, когда спускается «в исподь».
Современный шаманизм
Сегодня шаманизм получает новые формы, новые прочтения ритуалов и древних представлений. В современности известны шаманские школы в Туве, Якутии, Хакасии, на Алтае, в которых традиция сочетается с новой интерпретацией духовного (ритуального и мистического) опыта. Тема поиска пути обретения гармонии человека с самим собой и восстановления утраченных связей с культурой и природой является лейтмотивом шаманского мировоззрения, а также личностного поиска современного человека.