Рюрик (дата рождения не установлена, дата смерти - 879 год) — согласно летописям новгородский князь и правитель Северо-Западной Руси, родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей.
Согласно помещённому в «Повести временных лет» рассказу, Рюрик был приглашён в 862 году на княжение племенами словен, чуди, мери, кривичей, веси. Он княжил в Ладоге (по «Повести временных лет») или в Новгороде (согласно Новгородской первой летописи). С Рюриком пришли править его братья Синеус и Трувор, после их смерти Рюрик стал единоличным правителем.
Существуют разные версии происхождения Рюрика. Некоторые исследователи рассматривают Рюрика как скандинавского предводителя, с которым финские и славянские племена заключили соглашение о княжении. Ряд исследователей отождествляет его с конунгом Рёриком из ютландского Хедебю. Антинорманисты предлагают альтернативные версии происхождения, в том числе теорию, что Рюрик был представителем княжеского рода племени ободритов. Существует так же и точка зрения, что Рюрик является вымышленной фигурой и бессмысленно искать корни его происхождения.
Норманнское происхождение
Легендарность Рюрика порождена отсутствием точных сведений о его происхождении.
В досоветской историографии, начиная с Н. Карамзина, варягов обычно отождествляли со скандинавскими народами. Современные историки также придерживаются этой версии. Существуют и иные версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как пруссов, финнов, балтийских славян, ославяненных кельтов и как варягов «руського» промысла Южного Приильменья.
В русских летописях Рюрика называли варягом, а варяги в разных источниках отождествляются со шведами, поэтому сторонники норманской теории считают Рюрика и его дружину скандинавами.
О скандинавском происхождении Рюрика могут свидетельствовать иностранные источники, данные археологии. Артефакты скандинавского происхождения найдены в торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Гнёздово, Тимерево, Шестовица) и ранних городах (Новгород, Киев, Псков, Чернигов). Многие слова древнерусского языка древнескандинавского происхождения.
Византийские и западноевропейские авторы IX—X веков идентифицируют русь как норманнов, шведов или франков. Арабо-персидские авторы русов описывают отдельно от славян, помещая их вблизи них.
А. Щавелев датирует приход Рюрика и его дружины в Ладогу 890-ми годами. А. Амальрик считал летописную хронологию вымышленной, а сказание о призвании варягов сагой, бытовавшей в Новгороде среди скандинавов и записаной составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик в Новгороде мог появиться в 920-х — 930-х годах.
В. Петрухин, Е. Мельникова, П. Стефанович выделяют историческое ядро сказания о призвании варягов во главе с Рюриком. По мнению Петрухина и Мельниковой, сказание соответствует фольклорным сюжетам о происхождении правящей династии и государственной власти. При этом учёные находят в летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Так, была распространена практика соглашений между предводителями викингов и местными правителями, нанимающими их. Рассказ о призвании варягов, по мнению этих исследователей, восходит к сказаниям, бытовавшим в дружинной среде, он может быть неверным в деталях и подверженным летописной переработке, но в целом отражает историческую обстановку. Результатом стало заключение договора между варяжским князьями и местной славянской и финской племенной знатью.
С точки зрения Мельниковой, Рюрик был предводителем отряда скандинавов, действовавших в Ладожско-Ильменском регионе. Он управлял раннегосударственным образованием с центром в Ладоге. «Братья» Рюрика в сказании могли появиться на этапе устного бытования под влиянием распространённого мотива трёх братьев. Мельникова предполагает, что в начале XI века сказание обрело статус этиологической легенды династии, а Рюрик осмыслен как прародитель княжеского рода, что закрепилось в летописании и политическом сознании.
Рорик Ютландский
По другой версии, Рюрик был викингом Рориком Ютландским из династии южнодатских правителей Скьёльдунгов. В 826 году Рорик, после крещения, получил в лен от франского императора Людовика Благочестивого владения на фризском побережье с центром в Дорестаде. Версию о тождестве Рорика Ютландского и Рюрика поддержал Н. Т. Беляев.
В 841 году Рорик был изгнан императором Лотарем. Его имя всплывает в 845 году в Ксантенских анналах. В 850 году Рорик воевал в Дании против короля Хорика I, а затем грабил Фризию и места по Рейну.
В 855—857 годах Рорик вместе с двоюродным братом Готфридом вернули последнему королевскую власть в Дании.
Около 857—862 годов Рорик покорил славян-вендов. В 863 году он попытался вернуть Дорештад. В 867 году упоминается его новая попытка укрепиться во Фрисландии. Это удалось ему лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик приносит клятву Людовику Немецкому.
В 882 году Карл Толстый передал Фризию племяннику Рорика Готфриду, вероятно, в связи с кончиной первого.
Версия о причастности Рорика к «призванию варягов» поддерживается лингвистическими совпадениями.
С Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Провинция Rüstringen на картах XVII века отмечена в восточной Фрисландии.
Г. Ловмяньский доказывал, что во время жизни Рорика в 840—870 годах связей Дании или Фрисландии с Русью не было. Мельникова полагает, что отождествление правителей не имеет оснований, кроме схожести имен и периода жизни.
Существует версия о происхождении Рюрика из западнославянских племён поморян, ободритов или руян.
В разное время под сомнение ставились хронология призвания и реальность Рюрика, их происхождение, политическая идея «призвания варягов».
Варяг из пруссов или вагров
В первой половине XVI века австриец Герберштейн, советник посла в Великом княжестве Московском, ознакомился с русскими летописями и высказал мнение о происхождении Рюрика и варягов. Герберштейн связал название варягов с прибалтийским славянским племенем вагров. Немцы и скандинавы называли поморских славян вендами.
М. Ломоносов славянское происхождение Рюрика принимал как непреложный факт.