Каменное зодчество
Монголо-татарское иго нанесло серьезный урон каменному зодчеству. Но были земли, в которых традиции этого ремесла сохранялись непрерывно: Псковская, Новгородская, Галицко-Волынская, Смоленская, Полоцкая земли. В этих регионах зодчество не только сохранилось, но и получило развитие. В $XIV-XV$ вв. Новгород и Псков являлись главными культурными центрами, устоявшими и в борьбе с монголо-татарами, и с западными рыцарями.
Развитие московского каменного зодчества началось в $20-30$-е гг. $XIV$ в. Самым древним сохранившимся до нас характерным памятником стал Успенский собор в Звенигороде $1400$ г., Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря $1422$ г. Московские храмы следовали традициям Владимиро-Суздальского княжества с некоторыми изменениями. С конца XV в. в Московском государстве началось строительство зданий из кирпича, например, Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря. Этот храм сочетает московские элементы с псковскими. Однако первый кирпич был плохого качества, пример тому – обрушение части нового Успенского собора в $1474 $г.
Заново отстроить новый Успенский собор взялся Аристотель Фьораванти, прибывший в Москву из Италии в мае $1475$ г. Он основал свою работу на тщательном изучении традиций древнерусского зодчества, посетил Новгород, Устюг, Ростов, Ярославль, Владимир. Таким образом, выстроенный им собор вобрал в себя все лучшее, веками наработанное в традициях итальянской и русской архитектуры. Внешне собор напоминал традиционные владимирские храмы, при этом нефы стали по-готически более широкими и равными, а внутренний простор обеспечивался более тонкими столпами и отсутствием хоров.
Вслед за Фьораванти на работу в России приехали еще много мастеров, которые и выстроили новый Кремль: Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Антон Фрязин и др. Новый Кремль повторил очертания кирпичной крепости $1367$ г., но был значительно прочнее. Строительство длилось с $1485$ по $1495$ г.
Кроме Кремля итальянские мастера построили Грановитую палату $1487-1491$ гг., храм-колокольню Ивана Великого $1505-1508$ гг., Архангельский собор $1505-1508$ гг., Каменные палаты Кремля.
В работе над перестройкой Кремля помимо итальянцев значительную роль играли псковские мастера, выстроившие затем Благовещенский собор и церковь Ризоположения.
Живопись
В этой отрасли культуры главными именами $XIV-XV$ вв. стали Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан работал в Константинополе, Кафе в Крыму, а затем в $70$-е гг. XIV в. прибыл в Россию. Известнейшие его работы находятся в Новгороде. Им был расписан церковь Спаса Преображения на Ильине улице, церковь на Волотовом поле, церковь Федора Стратилата на Ручью. С работами Феофана Грека в Новгороде познакомились с византийской традицией изобразительного искусства. Характерной чертой здесь является строгая духовность, исходящая из убеждения в греховности человечества. Поэтому изображения в целом лишены радости, они очень строгие.
Напротив, работы Андрея Рублева крайне противоположны византийским канонам. По сути, Рублев совершил переворот в средневековом искусстве. Он был монахом Троице-Сергиева монастыря. Его трактовка христианства была позитивной, радостной. Известнейшей работой Рублева является икона «Троица». Изображение ангелов несет в себе идею о любви и мире. Эти идеи были более близки русскому менталитету того периода, именно поэтому Стоглавый собор $1555$ г. признал творчество Рублева каноном.
Литература
В $XIV-XV$ вв. литература перерабатывала прошлый трагичный опыт. Яркими примерами этого являются «Слова» Серапиона Владимирского, «Сказание о граде Китеже», песни об «Авдотье Рязаночке» и др. Но наиболее плодотворным для формирования национального сознания стал Куликовский цикл.
В $XV-XVI$ вв. появляются новые типы сочинений – Хронографы, в которых русская история включается в общемировой контекст. Появляется также жанр «хождений», записей путешественников.
В $XVI$ в. литература с одной стороны была направлена на возвеличивание Московского государства, а с другой – это время расцвета публицистики, наполненной критикой.