Феофан Грек
В $70$-е гг. $XIV$ в. на Русь прибыл выходец из Византии Феофан Грек. Он работал в Константинополе, а также в Крыму. Этот художник был ярким представителем византийской традиции живописи.
Начало работы на Руси было положено в Новгороде. В $1378$ г. Грек начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Византийское изобразительное искусство базируется на христианской идее всеобщей греховности, поэтому оно весьма сурово. Знаменитой фреской из этого храма является Христос Пантократор (Вседержитель) в куполе, она полностью соответствует философии художника. Еще один сюжет – явление Троицы Аврааму и Сарре. Ангелы здесь строги и беспощадны, а весь образ в целом напоминает о возмездии.
Кроме церкви Спаса Преображения Феофан Грек в Новгороде расписал церковь Успения Богородицы на Волотовом поле и Федора Стратилата на Ручью.
После Новгорода Феофан Грек работал в Москве. К этому периоду принадлежат ряд росписей и икон. Так, он руководил росписью церкви Рождества Богородицы, написал Донскую икону Божией матери «Умиление».
Андрей Рублев
Работы этого мастера являются полной противоположностью аскетичному и суровому искусству Феофана Грека. Андрей Рублев ($1360-1430$) был монахом Троице-Сергиева монастыря. Там он полностью поддерживал воззрения настоятеля монастыря Сергия Радонежского, т.е. образ Бога ими мыслился как образ «благого судьи».
Отметим, что Рублев был хорошо знаком с творчеством Феофана Грека, так как они вместе расписывали собор Благовещения в Московском Кремле. Андрей Рублев совершил поистине революцию в русском искусстве того времени. Его работы наполнены радостью, несут идеи любви и мира, они близки русскому миру. Наиболее известной работой Рублева является икона «Троица». Она довольно необычна не только своим настроением, столь далеким от византийских канонов, но и тем, что в ней нет изображения Авраама и Сарры, закалывающих тельца. Рублев делал акцент на внутреннем мире человека, и этот мир он видел светлым.
Андрей Рублев участвовал в росписи Успенского собора во Владимире, Троицкой церкви Троице-Сергиева монастыря. Часто он работал вместе с другим художником – Даниилом Черным. Также перу Рублева принадлежит Звенигородский чин – три иконы, изображающие архангела Михаила, Спасителя и апостола Павла.
Дионисий
Московская школа живописи ассоциируется с именем Дионисия. Во второй половине $XV$ в. Иван III поручил ему роспись Успенского собора в Кремле, построенного Аристотелем Фьораванти.
В отличие от Рублева, Дионисий обращал большее внимание на внешний облик. Он стремился к изображению красоты человека. В его работах отсутствует изображение страданий, даже в иконе «Распятие» $1500$ г. Христос просто парит, и красочный колорит создает умиротворенное настроение.
Особенности стиля Дионисия:
- Вытянутые фигуры
- Изображения «бестелесны»
- Рисунок очень тонкий
- Цветовые решения необычные и изысканные
Среди работ Дионисия известны житийные иконы, посвященные русским святым. К ним относятся «Митрополит Петр в житии», «Митрополит Алексий в житии».
Строгановская и Годуновская школы
В $XVI$ в. возникло направление в живописи, которое особое внимание уделяло совершенству техники. Речь о Строгановской школе, названная в честь семьи купцов, заказывавших работы. Строгановы устояли в Смуту и не разорились.
Мастера стремились к изображению утонченной красоты. Работы отличаются небольшим размером, тончайшей проработкой деталей, тщательным и реалистичным изображением пейзажей на фоне.
Примеры работ: икона «Никита воин», «Чудо Федора Тирона о змие».
Годуновская школа – противоположность Строгановской. Она представляет собой результат синтеза разнообразных иконописных стилей (киевского, псковского, ростовского, ярославского и новгородского). Название исходит из того, что мастера этого стиля работали для семьи Бориса Годунова. Идея художников заключалась в возвращении к истокам.
Характерные черты:
- Сохранение вытянутых форм
- Одутловатость лиц
- Грузность фигур
Образцы этой школы – фрески Троицкой церкви в Вяземах, иконы праздничного чина Смоленского собора Новодевичьего монастыря.