Во второй половине XIX в. завершился процесс демократизации русской культуры.
Образование и наука
В описываемый период расширяется количество учебных заведений. Они были трех уровней:
- начальные: земские, церковно-приходские школы, народные училища Министерства просвещения;
- средние: гимназии и реальные училища;
- высшее: университеты (изначально их было 7, во второй половине XIX в. появились еще 2 - в Одессе и Томске).
Развивалось и женское образование: в 1880-е гг. были открыты Высшие женские курсы, предназначавшиеся для получения высшего образования девушками.
Кроме государственных заведений, существовали частные пансионы, школы и лицеи – в них был высокий уровень преподавания, но также и высокая цена.
В этот период также было создано много музеев: в Москве - Исторический музей, Третьяковская картинная галерея, в Петербурге – Русский музей, где выставлялись картины из собрания императора.
Большую роль стали играть библиотеки, периодическая печать, музеи; в целом, процент грамотных людей увеличился в 3,5 раза - до 21 % от общего количества населения.
Интенсивно развивалась российская наука.
В естественнонаучной области:
- И.М. Павлов создает русскую физиологическую школу,
- В.В. Докучаев закладывает основы почвоведения, учение о географических зонах, разрабатывает классификацию почв;
- И.И. Мечников совершает открытия в области борьбы с инфекциями, работает в сфере иммунологии;
- К.А. Тимирязев изучает фотосинтез,
- А.М, Бутлеров создает теорию химического строения вещества (во многом Д.А. Менделеев, создавая периодическую систему элементов, опирался на исследования последнего).
В области точных наук:
- П.Л. Чебышев открывает закон больших чисел в математике,
- С.В. Ковалевская работает в области математического анализа,
- А.Г. Столетов создает электромагнитную теорию света, открывает основы фотоэффекта.
- П.Н. Яблочков изобретает дуговую электрическую лампу в 1876 г.,
- А.Н. Лодыгин изобретает лампу накаливания.
- А.С. Попов в 1897 г. передает первый радиосигнал.
В географии прославились П.П. Семенов-Тян-Шаньский, изучавший Тянь-Шань в область Центральной Азии, Н.М. Пржевальский, исследовавший Центральную Азию и Дальний Восток, Н.Н. Миклухо-Маклай, работавший с коренным населением Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии.
В гуманитарных науках прославились В. Соловьев, написавший «Историю России с древнейших времен» в 29 томах, В.О. Ключевский с «Курсом русской истории», В.О. Ключевский и др.
Искусство
Русская литература была представлена выдающимися писателями: Ф.М. Достоевский («Преступление и наказания», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот»), Л.Н. Толстой («Воскресенье», «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина»), И.С. Тургенев («Записки охотника», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо»), Н.С. Лесков («Левша), Н.А. Некрасов («Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо»), А.П. Чехов и многие другие. Писатели и поэты выпускали различные журналы, среди которых наиболее известными являются «Современник» и «Отечественные записки».
В живописи того периода господствовал академизм. Однако не все художники были довольны «избитыми» мифологическими и библейскими темами. В 1870 г. появляется «Товарищество передвижных художественных выставок», которым руководил И.Н. Крамской. «Передвижники» были художниками-реалистами, обычно создавали картины на повседневные темы, отражающие действительность. Они говорили, что народничество – это их вдохновение. Название происходит от того, что они организовывали передвижные выставки, то есть переезжали в разные города. Кроме того, они занимались просвещением, а также продажей своих работ.
В 1871 г. в Академии художеств была открыта их первая выставка, где были представлены произведения 16 художников. Особый успех имели картины «Грачи прилетели» А.Г. Саврасова, «Петр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н.Н. Ге. Передвижники были очень востребованы в обществе: за полвека они провели 47 выставок.
Многие шедевры художников-передвижников были приобретены П. Третьяковым для его картинной галереи в Москве.
Наиболее известными передвижниками были:
- И.Е. Репин («Крестный ход», «Не ждали»);
- В.И. Суриков («боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка»);
- И.И. Шишкин («Утро в сосновом лесу», «На севере диком»);
- В.М. Васнецов («Аленушка», «Витязь на распутье»);
- В.Г. Перов («Тройка», «Суд Пугачева»);
- А.И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «После дождя»).
Процветает и скульптура: М.О. Микешин создает исторические памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, «Минин» в Нижнем Новгороде, «Екатерина II» и «Богдан Хмельницкий» в Киеве. А.М. Опекушин создает памятник А.С, Пушкину в Москве, М.М. Антокольский – скульптуры Вольтера, Ермака, Ивана Грозного, Петра I.
В архитектуре того периода господствовала эклектика, для которой было характерно смешение различных архитектурных стилей. Все меньше в архитектуре можно встретить традиций классицизма: на смену приходят металлические конструкции и покрытия, которые провозглашают основным принципом рационализм. Появляются функциональные сооружения: банки, вокзалы, больницы, выставочные залы и пр.
Распространяется русский стиль, который в камне подражал русскому деревянному зодчеству. Примерами этого стиля являются Спас на крови (А. А. Парланд), Верхние торговые ряды (А.Н. Померанцев), здание Исторического музея в Москве (А.А. Семенов, В.О. Шервуд).
В музыке также достигаются большие успехи. В 1860-е гг. появляется объединение композиторов – «Могучая кучка». В нее входили несколько композиторов во главе с М. Балакиревым: М.П. Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»), А.П, Бородин («Князь Игорь»), Ц.А. Кюи («Капитанская дочка»), Н.А. Римский-Корсаков («Снегурочка», «Псковитянка»).
Совместить в своем творчестве европейские и русские музыкальные традиции удалось великому композитору П.И. Чайковскому, который создал балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и т.д.