В начале ХIХ века развитие культуры обуславливалось борьбой между старыми порядками и тем новым, что вырастало из потребностей страны, а также западным влиянием. Также на русскую культуру и рост национального самосознания большое воздействие оказала Отечественная война.
Просвещение и наука
Важнейшим событием в области образования было учреждение в 1802 году Министерства просвещения. Его появление подтверждало внимание властей к вопросам образования. В 1804 году была проведена реформа высшего и среднего образования. В первой четверти века основаны университеты в Санкт-Петербурге, Вильно, Казани, Дерпте. По образовательным программам и уровню преподавания им не уступали лицеи (Царскосельский, Демидовский, Ришельевский, Нежинский). Основной формой среднего образования стала гимназия. В созданных учебных округах университеты поставлены во главе средних и низших учебных заведений.
В этот период в сфере интенсивно развиваются естественные науки. Н.И. Лобачевский создал систему неевклидовой геометрии. Открытия Э.Х. Ленца, В.В. Петрова, Б.С. Якоби расширили знания в области тепловой и электрической энергии и создали условия для их применения. Основание Пулковской обсерватории в 1839 году стало вехой в развитии мировой астрономии. Впервые состоялось русское кругосветное плавание под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли Антарктиду в 1821 году.
Историческая наука развивалась под влиянием «Истории государства Российского», написанной Н. Карамзиным. В первой половине века отмечен прогресс в сфере просвещения, но политика Александра I и Николая I носила двойственный характер. Сосуществовали понимание необходимости народного образования и опасения, что образование приведет к распространению нежелательных идей. Отсюда стремление власти ограничить свободу преподавания, регулярные гонения на свободно мыслящих профессоров и учителей. Аналогичные меры предпринимались в отношении печати. Действовала цензура. Особенно контроль ужесточился после выступления декабристов. Николай I уловил опасность распространения идей свободолюбия благодаря образованию, литературе и печати.
Литература
Классицизм сменяется сентиментализмом. Основоположником данного направления стал Н. Карамзин. Однако, воздействуя на чувства, сентиментальная литература не затрагивала реальную жизнь. Разлад между идеалами и действительностью привел к тому, что вскоре сентиментализм был сменен романтизмом В. Жуковского и А.С. Пушкина. Романтические произведения изображали сильные страсти, действия героев в необычной обстановке, проявляли интерес к национальному прошлому. Яркое представление о русском романтизме дают стихотворения М. Лермонтова.
«Золотой век» в литературе начался с А.С. Пушкина, основоположника классической русской литературы. В.Г. Белинский определил творчество Пушкина как поэзию жизни. Вслед за Пушкиным традиции русского художественного слова развивали М. Лермонтов и Н. Гоголь. В книгах Гоголя критический реализм достиг особой остроты.
Последние предреформенные годы (1845–1855) были тяжелыми для литературы. После революций в Европе цензура обрушилась на «Современник», Гоголя, славянофилов, М.П. Погодина, Ф.В. Булгарина, В.А. Жуковского. Позже власти признали деятельность цензуры цензурным террором. Однако в эти годы творческую деятельность начали великие писатели – А.К. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой.
Изобразительное искусство
В академической живописи конца XVIII века считалось недостойным искусства изображать то, что есть вокруг. В начале ХIХ века А.Г. Венецианов одним из первых художников пытался изобразить жизнь, как она есть. Его картины «На пашне», «Гумно», «Жатва» идеализировали жизнь крестьян, однако положили начало бытовому жанру.
В первой половине ХIХ века господствующее положение занимала академическая живопись. Важным явлением в развитии русской живописи стало полотно К. Брюллова «Последний день Помпеи», получившее широкую известность. Однако Брюллов работал в отживавших формах, и позже его живопись утратила для современников привлекательность.
Покончить со старым направлением, внести в живопись правду и жизнь, по замыслу А.А. Иванова, должна была картина «Явление Христа народу». Но он писал ее более 20 лет, а когда закончил, все переменилось: время, люди и сам художник, понявший что русское общество нуждается в чем-то другом. Предвестником этого критического направления стал П. Федотов. В его полотнах «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа» отражены неприкрытая действительность России.
Архитектура
В начале ХIХ века в архитектуре доминировал ампир. Высокого уровня он достиг в синтезе архитектуры и монументальной скульптуры. Ампир позволил отразить в архитектуре пафос победы в Отечественной войне.
Крупнейшим архитектором той поры был К.И. Росси. Своими монументальными строениями он придал Санкт-Петербургу завершенный вид. Основное направление его творчества – архитектурные ансамбли. Главные работы – Михайловский дворец с площадью, Главный штаб с монументальной аркой, Александринский театр с прилегающими площадью и улицей, два здания, соединенных аркой – Сенат и Синод. Не менее монументальным сооружением является Исаакиевский собор, построенный по проекту О. Р. Монферрана – последнее грандиозная строение в стиле классицизма.
С конца 1820-х годов в развитии классицизма начался кризис. Общественно-экономическое развитие требовало от архитектуры новых форм и подходов. Идеалы классицизма подвергаются резкой критике. На смену классицизму пришли восточный стиль и неоготика. В храмовом зодчестве распространение получает русско-византийский стиль. Ведущим архитектором направления был К.А. Тон. Известнейшая постройка в этом стиле – храм Христа Спасителя.
Эклектика – это сочетание разных стилевых элементов.
Типичный образец - здание Мариинского дворца, построенного по проекту А.И. Штакеншнейдера.
Музыка и театр
М .И. Глинку принято считать основателем национальной музыки. Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» положили начало классической музыке в России.
В русском театре смену классицизму пришел романтизм. Его утверждению способствовал П. Мочалов. Исполнение им роли Гамлета стало крупнейшим событием в жизни театра. Основоположником реализма был другой актер – М.С. Щепкин. Его работы положили русской школе классического драматического искусства.