Быт
Определяющую роль в жизни русского человека в $XVI-XVII$ вв. по-прежнему играла религия, православное христианство.
Отметим, что по отношению к человеку богословие делило пол на «злой» и «добрый». Злыми считались, разумеется, женщины, подвергшие человечество грехопадению. Подобное разделение определяло положение в обществе и семье.
Семьи должны были быть большими. В $XVI$ в. развод супругов мог быть осуществлен при условии пострижения одного из супругов в монахи.
Положение главы семьи приближалось к царскому, он обладал неограниченной властью над всеми ее членами. Церковь могла осудить только, если глава семьи доводил кого-то до самоубийства.
Отметим, что женщины из простого народа вели менее затворнический образ жизни, по сравнению с представительницами знатных и богатых семейств. Возможно дело в том, что необходимо было тяжело работать.
В $XVII$ в. влияние церкви усиливается. К этому времени церковь как организация подверглась деформации, вызвав необходимость реформы. Для контроля над рядовым священством учредили должность протопопа, который должен был наблюдать за правильным исполнением ими своих обязанностей.
Обмирщение
Вместе с тем, общей тенденцией $XVII$ в. становится постепенное обмирщение. Исторический фон привел к тому, что при первых Романовых активно изучаются и внедряются западноевропейские традиции быта и культуры.
Особенно это проявилось в копировании польских образцов.
Литература также изменилась. Сочинений вроде «Домостроя» уже не встречалось, зато переводились различные сборники, например «Гражданство и обучение нравов детских», составленные из разных латинских и греческих текстов.
В связи с возросшей государственной потребностью, вырос уровень грамотности. Население обучалось, в основном, в монастырских школах. Так, процент грамотности среди посадских людей, к примеру, в $XVII$ в. равнялся $40$, а среди крестьян – $15$, что по сравнению с предшествующими столетиями, намного выше.
Литература
Благодаря митрополиту Макарию в середине $XVI$ в. произошел культурный подъем. Были составлены Четьи-Минеи, $12$ томов собраний сочинений житий святых, патериков, кормчих книг и пр., организованные по месяцам. Фактически это был сборник всей литературы Руси.
Традиционные жанры стали наполнены публицистикой. Историю русского народа старались представить в контексте общехристианской истории. Кроме того, утверждалась новая позиция России среди других стран, ее стали позиционировать как новый центр христианства. Это звучит в «Сказании о князьях Владимирских», «Хронографе 1512 г.».
В середине $XVI$ в. была составлена своего рода энциклопедия времени – Никоновская летопись. Изменения в содержании были направлены на возвышение царской власти и лично Ивана Грозного.
В $XVI$ в. произошел «взрыв» публицистики. Писали представители почти всех сословий. Назовем несколько имен:
- Ермолай-Еразм
- Иван Пересветов
- Матвей Башкин
- Андрей Курбский
- Царь Иван Грозный
Важнейшим событием рассматриваемого периода стало внедрение книгопечатания. Традиционно началом этого процесса считается $1564$ г., когда, согласно официальной теории, Иван Федоров по заказу Ивана Грозного издал первую печатную книгу, «Апостол». Типография была выстроена на государственные деньги. После бегства Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Речь Посполитую их дело не заглохло, производство печатных книг быстро развивалось.
В целом литература $XVII$ в. сильнее всего показывала обмирщение. Герои произведений персонифицировались. Образовалось $2$ течения, феодальное и народно-обличительное. Первое представлял собой Самуил Петровский-Ситнианович, более известный как Симеон Полоцкий. Благодаря ему в России появились жанры поэзии и драматургии. Он был последовательным сторонником самодержавия.
Второе направление ярче всех характеризует протопоп Аввакум со своим «Житием». Он был противником реформы и до конца жизни остался стойким раскольником. Бытовые повести $XVII$ в. оставались в религиозном плену, т.к., несмотря на высмеивание старых порядков, не могли еще предложить ничего нового.