Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Российские университеты в эпоху просвещенного абсолютизма Екатерины II

Общие сведения

Россия по сравнению с Западной Европой, обладая огромными территорией и населением, к концу эпохи Просвещения имела мало учебных заведений. Важной отличительной особенностью Просвещения в России была его зависимость от центральной власти. На Западе общество инициировало как политические изменения, так и Просвещение, а в России лидером просветительства было правительство, которое опиралось на авторитет самодержавия. Не заинтересованное в политических переменах, оно не стимулировало развитие политической системы и законсервировало абсолютную монархию, пережившую в результате Просвещение на сто лет.

Недостаточность мер правительства была предметом критики Новикова и Радищева. Кроме того, видный историк и публицист Михаил Щербатов, на чьи представления сильное влияние оказали работы Руссо, полагал, что России необходимо настоящее массовое образование. Также за образовательную реформу ратовал Иван Бецкой, предложения которого отчасти воплотились при Смольного института, первого учебного заведения для женщин благородного происхождения. Проект был практическим воплощением идей Франсуа Фенелона, считавшего, что женское образование может стать ключом для изменения морали общества в целом.

Императорский Московский университет

Определение 1

Императорский Московский университет — это старейший из университетов Российской империи, учреждённый указом Елизаветы Петровны 12 января 1755 года, согласно проекту, выработанному И. И. Шуваловым при участии М. В. Ломоносова.

Инаугурация университета состоялась 26 апреля 1755, начиная с которой отсчитывается начало его деятельности.

В составе Московского университета были три факультета:

  • «базовый» философский;
  • «высший» юридический;
  • «высший» медицинский.

Московский университет отличался от классического европейского отсутствием четвёртого факультета — богословского, поскольку было решено, что это дело Священного Синода, а не образовательного государственного учреждения.

Подбор профессорского состава и высший надзор осуществляли кураторы, из которых первым был назначен И.И. Шувалов. Ни в представленных в Сенат официальных документах, ни в речах на открытии университета, имя Ломоносова не было упомянуто. Историк М. Т. Белявский полагает, что «Шувалов присвоил авторство проекта и славу создателя» и «значительно испортил проект Ломоносова, внеся в него положения, против которых боролся Ломоносов и другие передовые ученые Академии наук», однако это предположение выдвинуто в период государственного возвеличивания Ломоносова. Также есть мнение, что Ломоносов лишь исполнял поручения Шувалова. Текущими делами управляла канцелярия университета во главе с директором. В обязанности последнего входило наблюдение за преподаванием, управление доходами, попечение о благосостоянии. Университет напрямую подчинялся Сенату, минуя местное управление, а важнейшие дела рассматривала сама императрица. В названии употреблялось слово «Императорский», что подчёркивало его положение среди учебных учреждений империи. Университет получил ряд привилегий. Штатное финансирование целиком осуществлялось государством и в XVIII веке постепенно росло в связи с расширением преподавания. В Университете с 1756 года печаталась первая московская газета — «Московские ведомости».

«Российские университеты в эпоху просвещенного абсолютизма Екатерины II» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенностью университета было наличие в его составе гимназии из двух отделений (для разночинцев и дворян), учреждённой, чтобы обеспечить в университет постоянный приток студентов и дать им начальную подготовку. В университете разночинцы и дворяне учились вместе. Наряду со своекоштными студентами вводилась категория казённокоштных студентов для вышедших из беднейших слоёв, что давало им возможность получать высшее образование на государственном обеспечении. Для дворян, которые желали учиться и жить при университете, был создан Благородный пансион, превратившийся в элитарное учебное заведение.

Чтение лекций шло в течение пяти дней; по субботам проходило заседание профессоров под председательством директора. Кураторам в обязанность вменялось вносить на рассмотрение в Сенат инструкции для профессоров, законы для студентов и учеников гимназии. Первым директором стал коллежский советник А.А. Аргамаков. Профессора и студенты были подсудны университетскому суду.

Принимались молодые люди по производимому профессорами экзамену; крепостные не принимались. Занятия, кроме слушания лекций, состояли в диспутах под руководством профессоров. Курс обучения был трёхлетний. После окончания курса студентам выдавались аттестаты, по которым они определялись на службу.

На содержание университета и гимназии была назначена сумма в 10 000 рублей ежегодно, однако в первый же год начались пожертвования: П. А. Демидов в 1755 году пожертвовал 13 тысяч рублей, в 1757 году — еще 8 тысяч рублей. Профессора были выписаны из-за границы и лишь двое: по словесности и философии Н. Н. Поповский, и по математике и словесности А. А. Барсов были определены из воспитанников Академии наук. Первое место среди профессоров занимали Ф. Г. Дильтей и И. М. Шаден. В 1761 году среди математиков уже встречаются русские имена - С. Лобанов и Д. В. Савич. Преподавание большей частью велось на латинском языке. Число студентов всё умножалось, но некоторые кафедры были незамещёнными, и положение университета оставалось печальным. Екатерина II в 1765 году поручила профессорам высказать соображения об улучшении состояния университета. Однако профессора в ответах больше останавливались на улучшении собственного материального положения, а не улучшении учебной части. К 1767 году русских профессоров стало пять, но преподавание продолжалось на латинском языке, на что императрица обратила свое внимание, высказавшись в указе от 19 ноября 1767 года, что «пристойнее в университете читать лекции на русском языке».

Развитие университета потребовало расширения территории, что привело к появлению «университетского квартала» на Моховой улице. Университет при Екатерине II переехал в здание на Моховой улице. Главный корпус был построен в период 1782-1793 гг. по проекту Матвея Казакова.

М. М. Херасков в 1779 году основал университетский благородный пансион. Университетскую прессу в 1780-х годах основал Н. И. Новиков. Профессора университета были чиновниками, состоящими на преподавательской службе, а учебное заведение — частью государственного аппарата.

При университете начали создаваться научные общества:

  • «Вольное российское собрание» (1771—1787);
  • «Собрание университетских питомцев» (1781);
  • «Дружеское учёное общество» (1782—1785);
  • «Общество любителей учёности» (1789).

Указ от 29 сентября 1791 года позволил университету возводить выпускников медицинского факультета в учёную степень доктора при условии, что экзамен производился в присутствии представителей медицинской коллегии.

Реакция 1793—1796 годов отразилась на Московском университете: о географии и русской истории не давали сведений, по русскому законодательству профессор З. А. Горюшкин учил лишь составлять прошения на имя императрицы и применять закон к данному случаю.

Дата последнего обновления статьи: 28.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot