Курс на построение развитой рыночной экономики
Наряду с политическими изменениями Президент и правительство стремились создать благоприятные условия для развития рыночной экономики.
Премьеры-рыночники М. М. Касьянов (2000–2004), М. Е. Фрадков (2004–2007), В. А. Зубков (с сентября 2007 г.) сохранили преемственность прежнего экономического курса и с помощью своих заместителей по экономическому блоку (А. Л. Кудрин, Г. О. Греф, В. Б. Христенко, С. Б. Иванов, Д. А. Медведев, Э. С. Набиуллина и др.) готовили соответствующие законы для оживления предпринимательства и укрепления финансовой системы.
В 2000 г. были приняты «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (до 2010 г.). Улучшению положения в экономике способствовали утверждение в том же году Налогового кодекса, расширение рыночных отношений в нефтяной и газовой отраслях, электроэнергетике и в системе железнодорожного транспорта. Земельный кодекс упорядочил систему купли-продажи земли. Пополнение бюджета позволило с 2001 г. начать повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.
Благодаря умеренной налоговой политике (в 2001 г. был уменьшен налог на прибыль предприятий и введена единая ставка подоходного налога в размере 13%) и сокращению импорта наметилась тенденция промышленного роста производства, снижения инфляции и увеличения инвестиций в основной капитал. Стали расти загрузка незанятых мощностей предприятий и выпуск конкурентоспособной продукции. Пополнению финансов способствовало введение с 1 января 2004 г. нового Таможенного кодекса, который четко определил права и обязанности таможенной администрации и се клиентов. Важно отметить, что сегодня свыше 40% доходов бюджета России обеспечивается за счет таможенных платежей.
Развивалось военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. Россия расширила свое присутствие на азиатских рынках. Были сделаны первые шаги к возврату на рынки Африки и Латинской Америки. В начале XXI в. страна прочно удерживала второе место в мире по экспорту вооружений после США, имея объемы продаж в размере 5–6,5 млрд. дол, в год.
Прогресс в сельском хозяйстве
Произошло оживление в аграрном секторе. По новому Земельному кодексу селяне получали землю во владение. Появилось льготное кредитование аграрных предприятий из федерального бюджета. Сельские жители пользовались техникой по лизингу (с последующей выплатой стоимости машин). В 2002 г. последовал закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения с введением их продажи в частную собственность. Чтобы снять ответственность за осуществление земельных сделок с центра, законодатель разрешил регионам самим определять порядок продажи земли в частное владение. Сельское хозяйство сегодня обеспечивает внутренние потребности в зерне.
Вместе с тем в последние годы урожай зерновых в России не превышал 80 млн. тонн, в то время как в 1970-е – 1980-е гг. менее 100 млн. тонн не собирали. Животноводство по-прежнему находится в глубоком кризисе. За годы реформ резко сократилось поголовье крупного рогатого скота (на 35 млн. голов, или более чем в 2 раза). Доля привозных сельскохозяйственных товаров в совокупном потреблении достигла 40%, что свидетельствует об утрате Россией своей продовольственной безопасности. Фактически 39 млн. сельских жителей, опирающихся на свои «подворья», поставлены в сложные условия выживания. На селе сворачиваются многие государственные предприятия и социальные службы, местами происходит откат к натуральному хозяйству.
Иностранные инвестиции в экономику
Примечательно расширение внешнеторгового оборота и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
По данным таможенной статистики, объем экспорта за 1999–2003 гг. составил 514,5 млрд, долл., импорта – 209,6 млрд, долл., а сальдо торгового баланса – 304,9 млрд. долл. В последующие годы внешнеторговый оборот продолжал стремительно увеличиваться, и за 2004–2006 гг. положительное сальдо торгового баланса превысило 400 млрд, долл.
Ведущее место во внешней торговле занимали страны Европейского Союза. В 2004 г. на них приходилось 51% российского экспорта и 46% импорта. Отмечается рост европейских инвестиций в российскую экономику. Страны Европы вкладывали свои средства главным образом в разведку и использование углеводородного сырья на Арктическом шельфе РФ и в Сибири, а также в развитие телекоммуникаций. Кроме того, европейцы утвердились в сфере производства товаров народного потребления. Европейские супермаркеты вложили миллиарды евро в торговую сеть России. Инвесторы из Скандинавских стран заняли лидирующие позиции в российском пивоваренном производстве.
Благодаря беспрецедентному росту мировых цен на нефть в начале XXI в. значительно увеличились золотовалютные резервы Центробанка РФ. В начале февраля 2003 г. они впервые превысили 50 млрд, долл., а в конце 2004 г. – почти 120. В конце 2005 г. они достигли 182 млрд., через год – приблизились к отметке 300, а к концу 2007 г. достигли 465 млрд. долл. В Стабилизационном фонде, созданном в 2004 г. на случай резкого понижения мировой цены на нефть, было сосредоточено свыше 18 млрд, долл., а к началу 2008 г. – почти 157. Государственный внешний долг РФ удалось сократить со 158 млрд. дол., в 1999 г. до 47,1 млрд, по состоянию на 1 октября 2007 г.