Реформа образования Екатерины II – комплекс мероприятий, проводимых Екатериной II по модернизации системы российского образования.
Екатерина Великая начала проводить реформу образования вдохновившись идеями просвещения, по её мнению для успешного развития страны, процветания науки и культуры необходимо было повысить образованность своих подданных. Императрица понимала, что в такой огромной стране и из-за предрассудков в обществе провести реформу будет не просто, поэтому начала вводить новшества постепенно.
В первую очередь образовательные программы разрабатывались для дворян и городского населения. Отдельное внимание было направлено и на проблему беспризорных детей.
Сложно выделить конкретные указы и даты, которые стали бы ключевыми в политике просвещения Екатерины Великой, она в нужной последовательности издавала указы и создавала учреждения, направленные на увеличение уровня знаний и доступности их приобретения. В основном образование было доступно лишь дворянству и горожанам, однако не остались без внимания и бездомные дети и сироты. В Москве и Петербурге были учреждены «воспитательные дома» – причиной их создания была необходимость решения проблем бездомных и брошенных детей.
Причины и цели реформы
Причины и цели реформы:
- следование идеям просвещения;
- повышение уровня и качества образования дворян;
- решение проблем осиротевших детей.
В первую очередь Екатерина начала организовывать школы, в приоритете было удовлетворить все культурные и образовательные запросы дворян, но знать в то время хотела владеть светскими манерами и разбираться в театре и искусстве.
В 1766 году был выпущен «Новый устав сухопутного кадетского корпуса», согласно которому вся программа обучения была разделена на три группы.
- Предметы необходимые для гражданского знания.
- Полезные дисциплины – физика, география, астрономия, математика.
- Прочие искусства – иностранные языки (французский), красноречие.
Во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, которые пользовались программами государственных школ.
Воспитательные дома
Своим главным советником по вопросам образования императрица назначила И. И. Бецкого, он и сыграл одну из главных ролей в развитии просвещения в стране. Бецкой был рожден в Швеции, когда его отец был пленен шведами и в России он считался не законным ребенком, после отец перевозит его в России и дает фамилию Бецкой. В 1721 году он получает службу в коллегии иностранных дел, после ему дают чин поручика. В 1747 году в чине генерал-майора Бецкой уходит в отставку и долго путешествует по европейским странам где знакомится с идеями просвещения. В 1762 году он возвращается, и Екатерина назначает его своим доверенным лицом, после чего поручает ему создать систему воспитательных учреждений Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.
Как правило, при воспитательных домах для бедных рожениц находился госпиталь, рассчитанный на 20 мест, штат госпиталя состоял всего из шести человек. Родившихся там детей передавали в Воспитательный дом, позже такой порядок был отменен –забирали ребенка только если от него отказывалась мать. Поступление ребенка в Воспитательный дом не сопровождалось оформлением документов. Каждый год в воспитательные дома поступало более двух тысяч детей. Наиболее отличившиеся воспитанники продолжали свою учебу в столичных гимназиях, но в 1837 году этот порядок был отменен.
Другой известный деятель, который повлиял на развитие образования в стране – Ф. Н. Янкович де Мариево, известен тем, что разработал систему преподавания для славянского населения Австро-Венгрии.
По указу императрицы Комиссией по учреждению народных училищ был разработан к 1786 году «Устав народным училищам Российской Империи». Согласно уставу, учреждались два типа училищ – малые и главные, кроме них существовали приходские училища:
- В Малые училища принимали сроком на два года обучения. В них преподавали правописание, нумерацию, учили рисовать – учили всему самому необходимому.
- Главные училища принимали сроком на пять лет, программа была более обширной – курс естественно-научных предметов, иностранные языки, архитектура и искусство.
- Приходские училища – продолжительность обучения в них составляла 3–4 года.
Вводилась классно-урочная система обучения. Фундаментом всего образования считалось воспитание в учениках таких качеств, как добросовестность, трудолюбие и прилежность, в это время порицались физические наказания детей. В качестве наказаний обычно лишали самых приятных вещей – прогулок, участия в коллективных играх и т.д.
Результаты реформы
Екатерина внесла большой вклад в пропаганду образования, приобретения новых знаний, несмотря на это реформу все равно нельзя назвать до конца успешной. Большинство дворян прибегало к услугам личных преподавателей, как правило это были приглашенные иностранцы или же наоборот они отправляли своих детей на обучение за границу. Соответственно многие школы функционировали лишь на бумаге. Главные и малые училища контролировались Приказом общественного призрения –патологическая нехватка средств сказывалась на качестве обучения, не было ни материальной базы, ни учебных пособий, что еще сильней снижало общий уровень подготовки как учащихся, так и самих учителей.
Приказ общественного призрения – губернское учреждение, учрежденное в России Екатериной II в 1775 году, в ведении Приказа находились управление народными школами, госпиталями, приютами для больных.
Помимо всего вышеперечисленного Екатерина пресекала все посягательства на свое понимание идеи просвещения. Видный деятель того времени, публицист и известный издатель большинства книг (в том числе многих учебников) – Н. И. Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость по личному указу императрицы.
Екатерина хотела поднять уровень образованности населения, также в разработке был и проект сельских школ для детей крестьян, который при Екатерине II так и не был реализован.