Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Екатерина II и реформы дворянства

Определение 1

Реформы дворянства Екатерины II – это преобразования, проведенные в отношении дворянского сословия Екатериной II.

Время правления Екатерины II называют «золотым веком российского дворянства», поскольку при ней дворянство получило огромное количество прав и привилегий в результате проводимой императрицей политики.

Замечание 1

Определяющим документом этой политики стала "Жалованная грамота дворянству", которая закрепляла за дворянством статус привилегированного сословия без каких-либо ограничений.

Впервые принцип освобождения дворян от обязательной службы был проведен Петром III, который в 1762 г. издал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», где было объявлено, что теперь нет «той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была».

Дворяне получили возможность продолжать прохождение службы по своему желанию, с ограничением отставки на время войны. О дворянских детях, достигших 12 лет, разрешалось лишь предоставлять сведения, где и чему они будут обучаться (в России, Европе или дома). Дворянство было удовлетворено этим манифестом, однако Екатерине не понравились положения документа, поэтому в 1763 г. императрица собрала комиссию для пересмотра этого закона. Она полагала, что некоторые положения еще больше стесняют свободу дворян.

«Жалованная грамота дворянству»

В 1785 г. выходит переработанный документ – «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - больше известный под названием «Жалованная грамота дворянству». Она состояла из вступительного манифеста и четырех разделов, в которых содержалось 92 статьи.

Во вступлении содержится внушительный текст о величии России, заслугах дворянства, милости к нему правителей. Далее следует часть с перечислением прав и привилегий дворян, разделенная на четыре раздела:

Готовые работы на аналогичную тему

  • О личных преимуществах дворян;
  • О собрании дворян, о реформе дворянского общества в регионах;
  • Указания о составлении и продолжении родословных книг в новых условиях;
  • О доказательствах благородного происхождения.

Дворянское звание считалось неотъемлемым, потомственным и непосредственным качеством, распространявшимся на всех членов семьи дворянина. Лишить дворянского звания можно было за немногие уголовные преступления (измена, лживые поступки, нарушение клятвы, воровство, разбой и т.д.), список которых не мог расширяться. Сами же формулировки были весьма неопределенными, к тому же было сложно уличить человека во лжи или нарушении клятвы. Таким образом, лишиться дворянского звания было фактически очень трудно, так как грамота гарантировала дворянину полную неприкосновенность.

Положение дворян после издания «Жалованной грамоты»

Права дворянина значительно увеличивались:

  • личные права: право на дворянское достоинство, защиту чести и жизни, освобождение от телесных наказаний и обязательной государственной службы; дворян запрещалось лишать жизни, чести и имущества
  • имущественные права: полное право собственности, наследования любого вида имущества (крестьяне входили в число имущества), свободы предпринимательской деятельности;
  • процессуальные права: дворянин мог представать только перед дворянским судом, то есть перед равными ему; при том крестьяне и горожане не имели права подавать в суд на дворянина.

Кроме того, в этой грамоте были прописаны принципы дворянского самоуправления. Дворянам разрешалось создавать свои общества – Дворянские собрания – которые обладали имущественными и политическими (например, они могли подавать проекты императору) правами. В состав собрания могли входить все дворяне, которые владели имениями в определенной области. Во главе самоуправления стоял губернским предводитель дворянства. В дворянском собрании выбирались заседатели на должность полицейских и в сословные суды. Участвовать в выборах имели права дворяне, имевшие земли и достигшие 25-летнего возраста; ограничения казались дворян, которые не служили и не имели офицерского звания.

Замечание 2

В большой мере именно эта возможность выборов уездного суда и местного исправника значительно расширила полномочия дворянской власти на местах, что приводило к тому, что дворянин становился фактически полноправным хозяином в своем регионе.

В сферу деятельности уездных предводителей входило формирование родословных книг. В эти книги вносились только потомственные дворяне, но не личные.

«Жалованная грамота» завершила юридическую консолидацию дворянства, что было начато еще Петром I. Этим самым дворяне получали огромное количество возможностей для развития их творческих и управленческих способностей, что позволяло им ощущение настоящей движущей силой общества. Все потомственные дворяне имели равные права независимо от разницы в титулах и древности рода. Права закреплялись за ними как вечные и неизменные. Дворянские же собрания находились в непосредственной зависимости от государственной власти, ибо регистрация дворян в родословных книгах проходила по государственным правилам, государственные чиновники подтверждали кандидатуру выборных представителей дворян, а дворянские органы действовали под эгидой государственных должностей и учреждений.

В любом случае дворянство становится единственным правящим сословием, что неоднозначно сказалось на состоянии этого сословия. Фактически неограниченная власть давала возможности для произвола, что приводило к ухудшению положения крестьян, которые считались фактическим имуществом помещика. Отмена подушной подати, освобождение от обязательной государственной службы, отмена телесных наказаний оказывало разлагающий эффект на дворян, ибо за их преступления им не полагалось никакого наказания, и они никому ничего не были обязаны. В обмен на такие привилегии, дворянство, само собой, оказывало широчайшую поддержку Екатерине II, что и было главной и важной опорой ее власти. Это был беспрецедентный опыт в российской истории, когда сословие имело фактически неограниченную власть.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис