Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль церкви в Древнерусском государстве

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Роль церкви в Древнерусском государстве
Роль церкви в Древнерусском государстве

Православная церковь: структура, направления деятельности, источники финансирования

В Древнерусском государстве церковь возглавлял Киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или киевским князем с последующим избранием на соборе епископов. В крупных городах всеми делами церкви заведовали епископы. Иерархи могли владеть землями, городами, селами. Церковь имела свои суд и законодательство, дававшее возможность вмешиваться во все стороны жизни своих прихожан.

Могущество церкви основывалось на ее быстро растущих материальных доходах. Владимир Святославович установил «десятину».

Определение 1

«Десятина» - это отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви.

Опираясь на материальное богатство, церковь приобретала влияние на политическую и экономическую жизнь, на быт населения. Она стремилась выступать гарантом межкняжеских соглашений, фиксировавшихся «крестным целованием», вмешивалась в переговоры, представители церкви нередко брали на себя роль послов.

Готовые работы на аналогичную тему

Православная церковь использовала разные методы для проповеди своего вероучения и утверждения авторитета. Большую роль в этом играло возведение храмов, архитектурная форма и внутренняя роспись которых символизировали «земной» и «небесный» миры. С целью религиозного воздействия на людское сознание совершались богослужения и обряды. В церквах проходили молебны о выздоровлении, о победе над врагами, о спасении от стихийных бедствий, произносились проповеди и поучения. При помощи исповеди церковники проникали во внутренний мир прихожан, воздействовали на их поступки и выведывали сведения о замыслах против церкви, господствующего класса и общественного строя.

Несмотря на то, что в период феодальной раздробленности христианство уже охватило большую часть населения, даже среди знати проявлялись пренебрежение религией и неуважение к священнослужителям. В народе сопротивление христианству было еще больше.

Церковные руководители старались упрочить позиции церкви, она превратилась в источник христианизации других народов. Одновременно шло взаимопроникновение отдельных элементов религиозных идеологии и культа в результате широких взаимосвязей Киевской Руси.

При Владимире церковь ведала некоторыми мирскими делами, соприкасающимися с государственными интересами. Церковь получила юрисдикцию над всеми христианами (семейные дела, дела о «нарушении святости и неприкасаемости христианских храмов и символов», вероотступничество, «оскорбление нравственных чувств»). Также под церковное попечение было поставлено особое общество, выделившееся из паствы – богадельные люди. В их состав вошли:

  • белое духовенство с семьями;
  • церковнослужители;
  • монахи;
  • вдовы-попадьи и взрослые поповичи;
  • странники;
  • просвирни;
  • люди, находящиеся в странноприемницах и больницах, и те, кто их обслуживал;
  • «задутные люди», нищие, изгои, население церковных земель.

Роль церковного суда

В 1019 году на престол вступил Ярослав Мудрый. Церковь к этому времени уже, и Ярослав продолжает начатое отцом дело. В разработанном указе, он сохраняет дела, подсудные церкви и четко сформулированными тезисами описывает порядок судопроизводства с системой наказаний.

Система построена на различии между грехом и преступлением. «Грех - не только нравственное преступление, закона, но и мысль о деянии, которым грешник может причинить вред. Преступление - деяние, которым лицо наносит ущерб или обиду другому лицу». На этих понятиях Ярослав и построил свой церковно-судный порядок. Все дела, подсудные церкви, он разделил на категории, предусматривавшие различные меры наказаний.

Дела духовные, не связанные с мирскими законами разбирались судом епископа судом без княжьего судьи. К ним относились дела о нарушении церковных заповедей, такие как чародейство, волхование.

Дела «греховно-преступные» разбирались княжеским судом при участии церковного. Княжеский суд назначал приговор, а митрополит получал небольшую сумму на развитие церкви. К этому разряду причислялись дела об «умычке девиц, об оскорблении делом или словом, о самопроизвольном разводе мужа с женой вез вины последней, о нарушении супружеской верности».

Обычные противозаконные действия, совершенные как мирянами, так и церковными людьми, рассматривались судом церкви по княжеским законам. Князь оставлял за собой участие в суде над людьми церковного ведомства. Оно было выражено в том, что их тяжкие преступления разбирались на церковном суде при участии княжеского судьи, с которым первый делился пенями.

Влияние церкви на развитие Руси

Принятие монотеистической религии привело к укреплению княжеской власти и ликвидации «дофеодальной раздробленности». Христианство идеологически обосновывало власть киевских князей.

Утверждение христианства в качестве государственной религии оказало влияние на все сферы жизни. Ускорились изживание племенных различий и формирование древнерусской народности. Ликвидация местных культов способствовала этнической консолидации, хотя различия продолжали сохраняться и обнаружили себя в период феодальной раздробленности, когда отдельные части Руси обособились или попали под власть завоевателей.

Замечание 1

Крещение Руси стало важным этапом в развитии культуры. Древнерусская культура обрела новые черты. Христианство принесло письменность, основанную на церковнославянском алфавите

Центрами древнерусского просвещения были монастыри, например, Киево-Печерский монастырь, основанный во второй половине XI века Святым Антонием и Святым Феодосием. Первым летописцем был Нестор. При епископских кафедрах и в монастырях были собраны библиотеки рукописных книг.

Однако с принятием христианства в области культуры связаны и некоторые негативные моменты. Устная словесность дохристианской Древней Руси времени была богата и разнообразна. Значительная ее часть оказалась утрачена, не попав на пергамент, в чем вина церковных кругов, отрицавших языческую культуру и боровшихся с ее проявлениями.

Принятие христианства стало стимулом для знакомства Руси с византийской культурой. Через Византию в Древнюю Русь начало проникать влияние мировой цивилизации, включая наследие античного мира и Ближнего Востока.

Крупные последствия крещение имело в области просвещения. При Владимире была предпринята попытка организации школ. Ученики были принудительно избраны из детей верхних слоев дворни.

Крещение оказало влияние на развитие агротехники в Киевской Руси. В земледелии значительно повысилась культура огородничества. Этому способствовал рост потребления овощей, стимулировавшийся многочисленными христианскими постами и требованиями монастырского жития.

Очевидно влияние христианства в сфере строительной техники. С каменным строительством в Киеве познакомились на примере церквей, строившихся греческими архитекторами по заказу князей. От них на Русь пришли технические приемы кладки, выведения купольных покрытий и сводов, использования колонн и т.д. Способ кладки древнейших церквей Киева и Новгорода – греческий. Первые светские каменные постройки, вероятно, также построены греческими архитекторами.

Так же принятие христианства оказало влияние на развитие ремесел. Византийская техника резьбы по камню заимствована для церковных целей. Греческая мозаика употреблялась для украшения церковных зданий. То же можно сказать о фресковой живописи.

Влияние крещения ярко выражено и в художественной области.

Крещение Руси ввело ее в семью христианских государств с их культурными достижениями. Культура обогатилась культура достижениями цивилизаций Ближнего Востока и Византии.

Замечание 2

Русь много приобрела от союза с Византией, однако в дальнейшем ей приходилось постоянно оказывать сопротивление притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему влиянию.