Биография А. С. Хомякова
Алексей Степанович Хомяков (1 мая 1804 года — 23 сентября 1860 года,) — русский поэт, публицист, художник, философ, богослов, основоположник славянофильства.
Алексей Хомяков родился в старинной дворянской семье, получил домашнее образование. В 1821 году он сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. К этому времени относятся его первые поэтические опыты и перевод труда Тацита «Германия», напечатанный в «Трудах Общества Любителей Российской Словесности». Хомяков в 1822 году определился на военную службу в Астраханский кирасирский полк, спустя год перевёлся в конную гвардию в Петербург.
В 1825 году Хомяков оставил на время службу и выехал за границу; в Париже занимался живописью, написал драму «Ермак», увидевшую сцену лишь в 1829 году, а напечатанную только в 1832 году. В 1828—1829 годах Хомяков принимал участие в русско-турецкой войне адъютантом генерала князя Мадатова, после окончания военных действий вышел в отставку в чине штаб-ротмистра и уехал в имение, решив заниматься хозяйством.
В1836 году он обвенчался с Екатериной Михайловной Языковой. В 1838 году начал работу над историко-философским трудом «Записки по всемирной истории». В 1839 году в статье «О старом и новом» Хомяков выдвинул основные положения славянофильства.
В 1847 году он посетил Германию. С 1850 года стал уделять особое внимание истории православия и религиозным вопросам. Хомяков видел социализм и капитализм в равной степени отрицательными последствиями западного декадентства, ибо увлекшись конкуренцией и пренебрегая кооперацией, запад не решил духовные проблемы. Хомяков полагал, что монархия является единственно приемлемой формой государственного устройства России, призывал к созыву «Земского собора», надеясь на разрешение противоречий между «властью» и «землёй», возникших в России в результате петровских реформ.
Хомяков заболел при лечении крестьян во время эпидемии холеры и скончался 23 сентября 1860 года в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии. Похоронен он в Даниловом монастыре.
Исторические взгляды Хомякова
К сожалению, так и осталась незавершённой фундаментальная работа Хомякова «Записки о всемирной истории», но сохранились его статьи. В вещественном мире Хомяков видел внешнее выражение свободно творящего Духа, а внешними проявлениями считал материальные факторы развития общества. История является процессом проявления полноты духа в жизни общества. В своем развитии каждый народ выражает определенную сторону абсолюта. История народа, соответственно представляет собой проявление в общественной жизни изначально присущей первичной идеи. У каждого народа есть своя особая субстанция, «начало».
Основу философии Хомякова составлял провиденциализм. Он полагал, что развитие народов предопределено абсолютом. Однако народ в развитии в силу определенных причин может отклоняться от него и не выполнять возложенной «миссии».
Понимание Хомяковым и славянофилами исторического развития народов как проявления его «начала» имело свои преимущества:
- Во-первых, их подход подразумевал стремление узнать смысл истории.
- Во-вторых, он заставлял обратить внимание на специфику жизни народа (славянофилы первыми обратили внимание на такое явление действительности, как сельская община).
Биография И. В. Киреевского
Иван Васильевич Киреевский (22 марта 1806 — 11 июня 1856) — это русский публицист и литературный критик, религиозный философ, один из теоретиков славянофильства.
Он родился в семье столбовых дворян Белевского уезда Тульской губернии. На шестом году Киреевский лишился отца. Тот управлял Орловской больницей, где располагались раненые русские и французские солдаты. В 1814 году в имение Киреевских приехал близкий родственник, поэт В. Жуковский и прожил там почти два года; воспитание внуков и племянников, Жуковский намеревался сделать «одним из главных дел жизни». Хотя ему и не удалось в полной мере осуществить это намерение, однако между ними на всю жизнь возникла прочная привязанность. Настроения Жуковского должно было оказать на Киреевского такое же патриотическое влияние, как и впечатления 1812 года; вкус к литературной работе был развит Жуковским в Киреевском, советовавшим матери направить детей по писательскому пути. К десятилетию Киреевский прочитал лучшие произведения русской и французской литературы, в двенадцать лет знал немецкий язык.
В 1822 году семья переехала в Москву. Здесь Киреевские занимались у профессоров Московского университета: Снегирёва, Мерзлякова, Чумакова, Цветаева.
В 1823 году Киреевский начал службу в Московском архиве Коллегии иностранных дел и был одним из «архивных юношей», создавших Общество любомудрия, самораспустившееся после восстания декабристов.
Осенью 1829 года Киреевский получил отказ при сватовстве к любимой девушке. Он уехал в Германию в начале 1830 года; в феврале слушал лекции Гегеля в Берлине; затем приехал в Мюнхен к брату, где был на лекциях Шеллинга; видел в Гегеле рационалиста и последователя Аристотеля, высочайшую и последнюю вершину западной мысли, которой должно противопоставлять русское мировоззрение, основанное на чувстве и православной вере.
В начале творчества у Киреевского заметны «западнические» симпатии, сменившиеся славянофильством и мистицизмом.
Осенью 1830 года, узнав о холере в Москве, Киреевский вернулся на родину. В 1832 году он начал издание журнала «Европеец», запрещённого на третьем номере за статью «Девятнадцатый век», где цензорами было усмотрено требование конституции.
В 1834 году женился на Н.П. Арбеневой.
После долгого молчания в 1840-х годах Киреевский пытался получить кафедру философии в Московском университете, но он все ещё считался неблагонадежным.
Совместно со старцами Оптиной пустыни Киреевский вел работу над изданием трудов Отцов Церкви.
В 1852 году славянофилы начали издавать «Московский сборник». Киреевский опубликовал статью «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России», не понравившуюся властям, и выход журнала прекратился
В последние годы жизни он работал над курсом философии.
В 1856 году Киреевский умер от холеры.
Похоронен он в Оптиной пустыни. В тот же год посмертно была опубликована его статья «О возможности и необходимости новых начал для философии».
В 1856 году были изданы труды Киреевского в 2 томах.