Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Научная революция в России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Научная революция в России
Определение 1

Научная революция – это процесс возникновения современной науки, в ходе которого открытия в различных научных областях кардинальным образом изменили взгляды на общественные и природные процессы. Также «научными революциями» называют периоды, когда благодаря созданию новых научных теорий менялись представления о мире.

В глобальном смысле научной революцией называют период в истории Европы с концу эпохи Возрождения и до конца XVIII в. Точного определения датировок «российской научной революции» нет, но, исходя из сравнения процессов в Европе и аналогичных им в России, можно ограничить этот период XVIII в.

Именно XVIII в. стал для России первым периодом масштабных открытий в разных научных областях. Впрочем, «второй научной революцией» в России можно назвать и вторую половину XIX в., поэтому предлагаем разделить российскую научную революцию на периоды:

Готовые работы на аналогичную тему

  • первый период – первая половина XVIII века;
  • второй период – середина-вторая половина XIX – начало XX века.

Первый период

Наука как социальный институт появилась в царствование Петра I. В допетровской России были слабы культурные связи с прогрессивными странами Европе, ограниченным распространением научных трудов, отсутствием академических образовательных учреждений. Кстати, в области техники Россия не сильно отставала от Европы.

Первые высшие учебные заведения появились в России при Алексее Михайловиче (Славяно-греко-латинская академия). Интенсивное же развитие науки и образования началось при Петре I, когда наука оформилась как социальный институт. Император и его окружение восприняли идеи Просвещения и уделяли должное внимание науке:

  • Были отправлены экспедиции в Сибирь и Америку, среди них были Первая и Вторая Камчатские экспедиции В. Беринга, который проплыл по проливу между Чукоткой и Аляской, достиг Северной Америки и открыл ряд Алеутских островов; освоением Урала занимался В. Татищев, который впоследствии напишет труд «История Российская», который стал одним из первых не летописных, а критических трудов по истории;
  • В 1724 г. был подписан указ об открытии Петербургской академии наук и при ней академического университета; в академию были приглашены иностранные ученые, среди которых Г. Миллер, автор норманнской теории происхождения Руси, Л. Эйлер, знаменитый своими трудами по математике;
  • Был открыт первый в России музей – Кунсткамера, положивший начало собиранию музейных коллекций в России.

Развитие науки для Петра I было государственной задачей, поэтому он решил не дожидаться, пока в России появятся свои научные кадры и начал приглашать известных ученых из-за границы, не считая это зазорным. Предоставляя им условия для исследований, он использовал их для развития инфраструктуры страны и подготовки местных исследователей.

Замечание 1

Особенно следует выделить великого русского ученого М.В. Ломоносова, который обладал поистине энциклопедическими знаниями. Он внес вклад в развитие географии, химии, физики, литератур, астрономии, геологии, истории и т.д.

В области физики он открыл закон сохранения массы – молекулярно-кинетическая теория. Сделал множество открытий в изучении свойств стекла, создал теорию света и цвета, которая основывается на представлении о распространении света путем колебания частиц эфира, заполняющего пространство. Ломоносовым были созданы различные оптические приборы, создана школа научной и прикладной оптики. В литературе Ломоносов разработал теорию трех «штилей» - высокого, среднего и низкого, а в истории в пику Миллеру он разработал антинорманнскую теорию, которая гласила, что государственность на Руси появилась без участия норманнов. Ломоносов участвовал и в создании Московского университета в 1755 г.

Второй период

Еще один подъем российская наука переживала в XIX в., когда старания просветителей и правителей XVIII века дали свои плоды, и наука имела основательную платформу для исследований:

  • развивалась деятельность Академии наук;
  • были открыты новые университеты (Казанский, Дерптский);
  • в 1819 г. возрожден Петербургский университет;
  • продолжал работу Московский университет.

Активно развивается историография – Н.М. Карамзин издает свой масштабный труд «История государства Российского» и становится придворным историографом. Профессора Московского университета В.О. Ключевский и С.М. Соловьев своими исследованиями также вносят большой вклад в развитие истории как науки.

В области математики блистает профессор и ректор Казанского университета Н.И. Лобачевский, который предоставляет альтернативу евклидовой геометрии – неэвклидову геометрию, что оказало огромное влияние на развитие математической науки, придав новый импульс математике и физике.

Совершаются открытия и в химии – в 1869 г. профессор Петербургского университета Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов, что было гениальным изобретением.

Совершаются прорывы и в медицине – во время Крымской войны врач Н.И. Пирогов впервые применяет наркоз в полевых условиях. Это было очень важным и значимым шагом в медицине, поскольку благодаря этому теперь можно было проводить сложные операции, не везя человека в госпиталь и не теряя время.

Начало XX века отмечено открытиями И.П. Попова в области физиологии (за свои открытия он получил Нобелевскую премию) и И.И. Мечникова в иммунологии.

Итак, мы описали наиболее «революционные» научные открытия для России. Некоторые из них были важны только внутри страны, так как аналогичные исследования в Европе уже проводились, а некоторые стали настоящими прорывами в мировой науке (деятельность И. Попова, И. Мечникова, Н. Пирогова, Н. Лобачевского, Д. Менделеева, многочисленные географические экспедиции), в которую был внесен неоценимый вклад.

Эти исследования создали прочную основу для изучения мира и заложили множество традиций в российской науке. Многие школы были созданы именно в период XVIII-XIX вв. и, претерпев некоторую трансформацию после 1917 года, дошли до наших дней, продолжая успешно развиваться. Именно поэтому события в истории российской науки XVIII-XIX вв. можно назвать революционными, как создавшие новую основу для существования научных исследований.

comments powered by HyperComments