Консервативные реформы Александра II – это преобразования эпохи 1860-х-1870-х гг., в которых отразились реакционные настроения.
Суть консерватизма
Консерватизм – это идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным, религиозным доктринам.
Консервативные идеи заключались в том, чтобы общество отказалось от любых попыток реформирования. Вообще консерваторы признавали реформы, но только в тех случаях, когда без них было не обойтись. Консервативное направление появилось на рубеже XVIII-XIX веков как реакция на события Великой французской революции. В России он появился в начале XIX в., когда эти идеи начал развивать Н.М, Карамзин. Наиболее активными представителями консервативного направления второй половины XIX в. были:
- М.Н. Катков;
- К.П. Победоносцев.
Они пытались повлиять на власть и нашли способ: начали проводить реформы в области образования, что эффективно сказалось на борьбе с либеральным направлением.
Консерватизм был идеологией дворянства, в основном. При этом достаточно большая часть дворян активно поддерживала либеральные преобразования, однако большинство дворянства все же считали реформы Александра II слишком радикальными.
В современной историографии реформы Александра II считаются преобразованиями буржуазно-либеральной направленности.
Фактическим лидером консервативного направления во время правления Александра II был М.Н. Катков, который занимался тем, что издавал газету «Московские ведомости», имевшую консервативную окраску.
Консерватизм при Александре II
Консерваторы в тот период, будучи недовольными либеральными реформами, нашли способ повлиять на власть. В 1861 г. консерватор К.П. Победоносцев был назначен воспитателем детей Александра II, в то числе и будущего императора Александра III. Приверженность К.П. Победоносцева консерватизму оказала влияние на мировоззрение детей, что доказывается последующей линией политики Александра III. Многие считали, что именно деятельность Победоносцева спасла Россию в 1881 г. (убийство Александра II) от начала анархии. С точки зрения сторонников консерватизма его действия привели к тому, что в России сохранилась монархия. С 1880 г. Победоносцев занимал должность обер-прокурора Синода. Сама должность была не самая почетная, но ему удалось продолжать оказывать влияние на императора, поэтому период правления Александра III иногда называли “эпоха Победоносцева», «эпоха торжества консерватизма и реакции».
Итак, как уже говорилось, консерваторы решили взять под контроль сферу образования. В ходе осуществления реформ Александр II стремился перестроить систему образования в Российской империи на манер системы в Европе, однако консерваторы вмешались и добились внесения изменений в программу этих реформ. Так, по их требованиям, министр народного просвещения А.В. Головнин был отправлен в отставку, поскольку в их глазах был слишком либерален.
Пост министра народного просвещения стал граф Д.А. Толстой, который провел новую реформу образования. В идеале считалось, что базу образования должна составлять наука, но консерваторы понимали это по-своему. Преподавание в гимназиях изменилось за счет того, что основными предметами там были античные языки латинский и древнегреческий), часы же по ним были в некоторой мере увеличены. Увеличение часов прошло не просто, а в сторону урезания их у других предметов, особенно у таких важных как история, литература, родной язык.
Прогрессивным шагом Александра II было увеличение числа реальных училищ, в которых давалось техническое образование. Консерваторы были не согласны с таким положением вещей, поэтому под их влиянием реальные гимназии были преобразованы в шестиклассные реальные училища, а их выпускникам было запрещено поступать в высшие учебные заведения. Таким образом консерваторы ослабили эту часть комплекса реформ Александра.
Была также ограничена и свобода печати усилиями консерватором. В 1868 г. и 1872 г. вышли законы, которые разрешали министру внутренних дел закрывать газеты и сворачивать их продажу, почти ни с кем не советуясь. Отправляться в суд было бесполезно, поскольку закон 1873 г. выводил эти дела из-под судебной юрисдикции. Таким образом, министр внутренних дел отвечал за свои действия только перед правительством, которое (к концу правления Александра II) состояло, в большинстве своем, из консерваторов. Тогда в Российской империи были настолько нечеткие законы, что невозможно было понять, насколько тот или иной материал мог бы быть одобрен или отвергнут представителями властей. По указу 1873 г. редакторам издательств запрещалось касаться «неудобных», по мнению правительства, законов.
Таким образом, борьба либерального и консервативного направлений русской общественной мысли завершилась победой консерваторов. В начале времени Александра II они были на равных, но к 1880-м гг. консерваторы смогли остановить реформы, проводившиеся в 1860-е гг.
Сами реформы, хоть на тот период времени, и были либеральными, некоторые считали их даже радикальными, не носили полностью либеральный оттенок:
- крестьянская реформа, хоть и давала крестьянам личную свободу и права собственности, но не давала им землю, за получение которой они по-прежнему были вынуждены работать на помещичьей земле;
- земская реформа давала возможность участия всем в выборах органов самоуправления, однако фактически всю сферу органов власти заняли дворяне и буржуазия.
Однако все же абсолютно консервативные реформы были редкостью при Александре II: они коснулись сферы образования и цензуры, но опять же, это происходило под влиянием консерваторов, позиции которых были достаточны сильны в правительстве. В полной же мере консерваторы начнут свою деятельность при Александре III, который начнет так называемые «контрреформы», которые носили консервативный оттенок и были направлены на сворачивание либеральных преобразований Александра II. Таким образом, в этом смысле консерваторы одержали победу.