Оценка личности и политики Петра III
Петр III не имел четко обозначенной политической программы действий, однако у него было своё видение государственного устройства, и он, в подражание своему деду Петру I, намеревался осуществить ряд реформ. 17 января 1762 г. на заседании Сената Петр III объявил о планах на будущее:
«Дворянам службу продолжать по своей воле, сколько и где пожелают, и когда военное время будет, то они все явиться должны на таком основании, как и в Лифляндии с дворянами поступается».
При оценке его деятельности часто сталкиваются 2 противоположных подхода. Акцентируя нелюбовь императора к России, традиционный подход базируется на абсолютизации пороков Петра III. Второй подход, напротив, рассматривает положительные результаты правления.
В рамках второго подхода всегда отмечается, что Пётр III государственными делами занимался энергично. У его политики прослеживался вполне прогрессивный последовательный характер.
Недолгое пребывание Петра у власти выявили его противоречивый характер. Почти всеми современниками отмечались такие черты его характера, как неутомимость, жажда деятельности, доброта и доверчивость. Я. Я. Штелин вспоминал:
«Государь довольно остроумен, особенно в спорах».
С энтузиазмом Император занимался государственными делами. Штелин писал:
«Уже с утра он в своём рабочем кабинете, где заслушивает доклады, потом спешит в Сенат или коллегии. В Сенате за наиболее важные дела он берется сам энергично и напористо».
К важнейшим делам Петра III традиционно относят:
- упразднение Тайной канцелярии Манифестом от 16 февраля 1762 года;
- начало реформы по секуляризации церковных земель;
- поощрение торговли и промышленной деятельности путём создания Государственного банка и выпуска ассигнаций;
- Указ о свободе внешней торговли, содержащий требование бережного отношения к лесу как одному из главных богатств России.
Среди прочих мер исследователи выделяют указ, который разрешал заводить в Сибири фабрики по производству парусного полотна, а также указ, который квалифицировал убийство крестьян помещиками как «тиранское мучение» и предусматривал за это пожизненную ссылку. Также он прекратил преследования старообрядцев.
Принятые за короткое правление Петра III законодательные акты во многом легли в фундамент последующего царствования Екатерины II.
Социальная политика Петра III
Одним из ключевых законодательных актов Петра III является Манифест о вольности дворянства.
Манифест о вольности дворянства - изданный 18 февраля 1762 года императором Петром III закон, расширявший сословные права и привилегии российского дворянства.
По свидетельствам Якоба Штелина, Петр, ещё в качестве наследника российского престола, говорил о желании даровать дворянству свободу служить или не служить, а также право на свободный выезд из страны. Став императором, Петр III во время первого официального посещения Правительствующего Сената заявил, что разрешает продолжать дворянам службу по своей воле в мирное время, и явиться обязательно на службу в случае войны. В связи с этим членам Сената было предписано приготовить проект манифеста, что они и сделали к 8 февраля 1762 года.
18 февраля 1762 года Петр III подписал проект. По этому законодательному акту впервые в российской истории дворяне освобождались от обязательной военной и гражданской службы, могли по собственному желанию брать отставку и беспрепятственно выезжать в другие страны. Правда, в военное время правительство оставляло за собой право требовать от дворян возвращения на службу в вооружённых силах. Если дворянин при этом находился за границей, он обязан был вернуться в Российскую империю под страхом конфискации земельных владений. Кроме того, тем дворянам, которые не получили обер-офицерский чин, запрещалось выходить в отставку, отслужив меньше 12 лет. Главные положения манифеста Петра III подтверждались Екатериной II в «Жалованной грамоте дворянству 1785».
Благодаря «Манифесту о вольности дворянства» российское дворянство становилось исключительным привилегированным сословием империи. Дворянство, принуждённое еще Петром I к поголовной обязательной повинности служить государству, при Анне Иоанновне получило право выходить в отставку после 25 лет службы, а теперь и вовсе имело право отказаться от службы. А положенные дворянству привилегии, как служилому сословию, не просто оставались, но даже были расширены. Помимо разрешения на освобождение от службы, дворяне получали право беспрепятственного выезда из страны.
Главным следствием Манифеста стало то, что теперь дворяне могли самостоятельно распоряжаться земельными владениями не завися от отношения к службе. Манифест попросту обходил молчанием права дворян на свои имения; в то время как законодательные акты Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, которые касались дворянской службы, всегда связывали воедино служилые обязанности и землевладельческие права. Дворянство благодаря Манифесту стало настолько свободным, насколько это представляется возможным для привилегированного сословия в феодальной стране.
Открытым остаётся вопрос об авторстве самого текста манифеста и идеи этого важного документа. Эта проблема поднималась М. М. Щербатовым, затем С. М. Соловьёвым, Г. В. Вернадским и другими. М. М. Щербатов считал, что авторство текста и идеи принадлежит Д. В. Волкову, одному из приближенных Петра III. С. М. Соловьёв был склонен соглашаться с Щербатовым. Однако эта версия не подлежит проверке из-за недостатка источников.
Значение деятельности Петра III
Несмотря на прогрессивность в характере многих законодательных действий и данные дворянству небывалые прежде привилегии, неудачная внешнеполитическая деятельность Петра, а также действия в отношении духовенства и церкви, введение в армии прусских порядков не могли прибавить ему авторитета. Он потерял всякую социальную поддержку; в придворных кругах такая политика порождала только неуверенность в завтрашнем дне.