Введение ассамблей
Петр I задумывался не только об образовании населения, но и о воспитании, сближении русских обычаев и нравов с европейскими, создании новых форм общественности. В этом направлении первым шагом стала перемена костюмов и причесок. Чтобы научить молодых дворян, как себя держать в обществе по-европейски прилично и учтиво, Петр приказал напечатать руководство хорошего тона: «Юности честное зерцало». Петр устраивал различного рода публичные праздники и церемонии, показывая народу образцы общественных мероприятий на европейский лад. Особенно он любил уличные маскарады, которые состояли из этнографических и мифологических шествий и картин. Он сам зачастую лично принимал участие в таких шуточных торжествах. Однако самым оригинальным средством Петра перевоспитывать общественные нравы стали «ассамблеи».
Ассамблея - увеселительный вечер, бал.
Так назывались публичные собрания, устраиваемые, по приказанию царя, по установленной очереди в домах богатых и знатных людей. На ассамблеи дворяне и все знатные горожане могли явиться без приглашения со своими семьями. Петр хотел, чтобы от ассамблей никто не уклонялся, и потому многие ездили со своими женами и дочерями иногда и против воли. Сама суть ассамблеи состояла в том, что гости танцевали, беседовали, играли в разнообразные игры, ели и пили. Никакой церемонии при этом не было предусмотрено, и хозяева могли даже не встречать гостей.
Изменения в одежде и внешнем виде, введение нового летоисчисления
При первом после возвращения из Великого Посольства приеме придворных в Преображенском Петр приказал им впредь носить вместо длинного русского короткое европейское платье и сбрить бороды. У упрямившихся он лично срезал бороды и окорачивал кафтаны. Право на ношение бород сохранилось только у духовенства и крестьянства. Горожане могли выкупать это право, уплачивая ежегодную известную пошлину и получая «бородовой знак». С этой принудительной переменой внешнего облика узаконивалось господство в русской жизни западноевропейских обычаев.
Бородовой знак — металлический жетон, который служил квитанцией об оплате пошлины на ношение бороды.
Еще одним внешним знаком такого господства было установление нового летосчисления. В России до тех пор годы считали от сотворения мира и новый год праздновали 1 сентября «на Семен день». Отпраздновав наступление нового 7208 года по старому счету 1 сентября 1699 г., Петр повелел 1 января вновь отпраздновать новый 1700 г. и считать впредь годы от Рождества Христова, как во всех православных странах.
Значение петровских реформ в области быта
Петр обладал «всеобъемлющей душой», в нем легко умещался интерес к разговору с умнейшими людьми Европы, – и к работе с топором. Наслаждение произведениями изобразительного искусства легко сменялось дружеской болтовней с матросами. Легкие танцы и ухаживания за иностранными красавицами перебивались постоянными заботами о мощи и процветании родины. Такое противоречие интересов было показателем их широты.
Такой же необъятностью отличалось просвещение, которое он внес: от утонченного слова европейской мысли – до сделанной в Париже новомодной пряжки.
Поэтому результаты реформ Петра в области быта сказались так широко на русском обществе. С одной стороны, они выдвинули, людей высокой культуры, с другой стороны у масс они переменили житейский обиход.
Отдельные представители русского общества достаточно глубоко проникались европейским духом, но масса на первых порах могла воспринимать только внешние стороны чуждой культуры. Но это было тоже победой «светского» житий – внешним показателем внутренней реформы духа. Петр это понимал и оттого придавал такое значение внешности подданных. Заботы о манерах, о костюмах, о увеселениях на европейский лад привели царя к реформе внутренней жизни русского дворянства. К этому русское общество было подготовлено царствованием Алексея Михайловича и правлением Софьи, когда в свете были установлены польские манеры в экипажах, в домостроении, в столах и в уборах.
Польскому влиянию Петр положил конец и открыл доступ западным влияниям. Ближайшим результатом было воспитание общества в тогда модном на Западе и обязательном в Европе французском духе. В 1717-1718 годах у нас был отпечатан кодекс правил приличия: «Юности честное зерцало». Задачей руководства было приблизить русских молодых дворян к идеалам «придворного человека», научить их хорошим манерам для поведения в свете. Конечно, такое воспитании имело немало зла. Светское «обхождение» учило русских светской лжи: вытвердивший правила «Зерцала» юноша, старался не противоречить из вежливости, не всегда говорить правду и пр.
«Юности честное зерцало» — подготовленное по указанию Петра I литературно-педагогическое произведение.
Так царь был вынужден, считаясь с нормами европейских приличий, поощрять в свете ложь. Человек дела, царь уступил потоку чужой жизни во многом – «хороший тон» требовал введения новых знаний и искусств в русскую жизнь, в сущности бесполезных, но необходимых для «придворного человека».
Однако эта сторона петровских реформ не встретила сопротивления – свобода в светской жизни была встречена радостно молодежью, особенно женщинами. Для русских женщин был тяжел гнет «Домостроя», но теперь перед ними открывалась новая жизнь, в которой индивидуальное чувство не знало оков старины. Из запертой в терем рабыни, она преобразилась в «богиню». Ее недавний повелитель, обратившись в «галантного кавалера», был должен курить фимиам и петь гимны её власти и красоте. Проблески нового отношения к женщинам мы видим в любовных песнях XVII в., с Петра любовные чувства сделались главным содержанием светской литературы.
Иностранцы, бывавшие при Петре в России, не раз обращали внимание на перемену в жизни русской женщины. Камер-юнкер иностранного двора Бергхольц в дневнике сделал комплимент внешности и манерам русских дам. Он писал, что за два года те стали неузнаваемы, после учреждения в 1718 году ассамблей, в 1720-м дамы уже во многом не уступали француженкам и немкам в светскости, приветливости и тонкости обращения.