Причины и предпосылки культурных реформ Петра I
Среди факторов, повлиявших на проведение Петром I культурных преобразований можно выделить следующие:
- стремление сломать складывавшиеся веками русские традиции для установления в стране европейских ценностей;
- Петр I во время участия в Великом посольстве в Европу ознакомился с европейскими порядками и проникнулся зарубежной культурой;
- С детских лет царь противился устоявшимся в русском обществе нормам, считая их устаревшими и варварскими.
Содержание петровских преобразований в сфере культуры
Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор
Пародийный собор, организованный в начале 1690-х годов, просуществовал 30 лет, и послужил основанием для восприятия некоторыми слоями общества Петра I как Антихриста.
Важнейшей чертой «Собора» стало отчётливое пародирование разных обрядов православной и католической и церквей, которое сопровождалось водочными возлияниями, употреблением ненормативной лексики и всяческими передразниваниями реальной жизни.
Разрешение на курение и торговлю табаком
В период Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I изменил отношение к вопросу табакокурения. Основной причиной обычно называется факт, что сам царь пристрастился к вредной привычке во время путешествия по Европе. В результате Пётр I указом в 1697 году разрешил русским купцам торговать табаком, а в 1716 году на землях Малороссии уже была создана первая в России табачная плантация.
Введение новых правил в одежде и внешности
Издревле у русских мужчин борода была предметом гордости. Отрубить ее или насильно остричь значило оскорбить достоинство человека. Однако Пётр I не имел бороды, а все связанное со старинными русскими традициями вызывало у него насмешку или ярость, особенно после участия в Великом посольстве в Европу 1697-1698 годов.
5 сентября 1698 года царь велел всем боярам, купцам и служилым людям состричь бороды, а ослушавшимся рубить их насильно. Некоторые бояре пришли к нему за разъяснениями по поводу вопиющих нарушений традиции. Им Пётр I отрубил бороды лично. Духовенство и жители деревень получили разрешение носить бороду, но крестьяне были обязаны платить налог на бороду при входе в любой крупный город. Откупиться от бритья бород могли и купцы с городскими жителями, но если налог на крестьян составлял 1 копейку, то более обеспеченным людям он достигал уже 600 рублей в год, что на тот момент было значительной суммой.
Не успели дворяне и бояре привыкнуть к запрету на бороду, как в январе 1700 года Петр I повелел всем носить платье по венгерскому типу, позже в качестве примера приводился немецкий костюм, а в конце концов дворянам и боярам м предписывалось по будням носить немецкое платье и по праздникам – французское. В качестве наглядных образцов костюма на городских улицах выставлялись одетые на новый манер чучела.
Реформа затронула и женскую одежду. Были запрещены тяжёлые сарафаны, которые скрадывали формы тела и закрытые рубашки.
По новой моде женщинам предписывалось носить глубоко и широко декольтированные французские платья, с рукавами до локтя, затянутым в талии корсажем и широкой юбкой. Женщины были должны завивать в локоны волосы и пользоваться яркими декоративными румянами и белилами.
Новое летоисчисление и календарь
15 декабря 7207 года от сотворения мира по старому стилю был издан указ Петра I «перестать дурить головы людям». Согласно этому указу, после 31 декабря 7207 года наступало 1 января 1700 года, и 1 января, а не 1 сентября, как было прежде, следовало считать началом Нового года.
Создание общественного театра
Петр оценил театр, как средство для пропаганды западных идей и ценностей, а также осмеяния старинных русских традиций и культуры. В 1702 году на Красной площади в Москве была построена «Комедиальная храмина» —театр на 400 зрителей. Театр существовал только 4 года, несмотря на то, что для его украшения не жалелось золота и серебра, а из Европы специально были приглашены актеры. Пьесы, исполняемые на немецком языке, у публики не имели успеха.
После строительства Санкт-Петербурга Пётр I в 1719-1722 годах попытался продолжать развитие театральной культуры, но не преуспел. Здание Комедиальной храмины снесли еще в 1713 году, а реквизит был перевезён в село Преображенское.
Создание кунсткамеры
Вернувшись из Великого посольства, в котором Пётр I познакомился с различными коллекциями, царь решил основать собственный «кабинет редкостей». Когда столица была перенесена в Санкт-Петербург, коллекция разместилась в Людских палатах при Летнем дворце Петра I. Датой основания этого музея принято считать 1714 год.
Кунсткамера - первый музей России, созданный императором Петром I.
По мере разрастания коллекции (царь выкупал в разных странах интересные экспонаты, а в своем государстве приказал все диковинные вещи свозить ему) было решено отстроить на стрелке Васильевского острова отдельное здание — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры».
Ассамблеи при Петре I
Среди других изменений светской культуры нельзя забыть о введении в быт русских дворян так называемых Ассамблей. Петр 25 ноября 1718 года издал указ об организации нового развлечения для городских жителей.
Ассамблея - увеселительный вечер, бал.
В данных мероприятиях главными новшествами были:
- Разрешение для женщин на свободное посещение;
- Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг;
- Главным средством досуга предполагались игра в шахматы или карты, танцы, курение, разговоры и распитие спиртного.
Поведение на ассамблеях регламентировалось петровским указом, согласно ему на ассамблеи обязаны были являться не только дворяне, но также их жёны, за чем внимательно следилось.
Вчерашние бояре пытались избежать посещения ассамблей, считая неприличной подобную затею. Ропот вызывало участие в увеселениях женского пола.
Итоги и результаты культурной реформы Петра I
В результате культурной политики Петра I в жизни дворянства произошли существенные изменения, увеличились различия между крестьянами и помещиками. От разрешения курения пострадали генофонд и общее здоровье населения. Было ведено новое летоисчисление. Заслугой Петра является создание масштабного музея редкостей – Кунсткамеры.