Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Реформы Александра III

Определение 1

Реформы Александра III – это комплекс реформ, проведенных Александром III во многих сферах общественной жизни, который обычно обозначают термином «контрреформы».

Название “контрреформы» появилось потому, что Александр III, считая преобразования своего отца неэффективными и вредными для страны, начал проводить политику сворачивания и отмены предыдущих реформ.

1 марта 1881 г. членами революционной организации «Народная воля» был убит Александр II, а императором стал его сын Александр III, на которого произвело неизгладимое впечатление убийство отца террористами. Это во многом повлияло на его дальнейшую политику, которая ограничивала многие права и свободы, предоставленные народу Александром II.

Консервативное окружение Александра поддержало его в таких начинаниях, среди них были обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр просвещения Д. Толстой, публицист М. Катков, издатель В. Мещерский.

Содержание реформ

Одной из главных проблем Александр III считал крестьянский вопрос. Хоть крепостное право и было отменено, проблемы в этой сфере по-прежнему оставались. Таковыми были большой размер выкупных платежей, подрывающий экономическое развитие крестьянства; наличие подушной подати; слабость крестьянской общины, в которой Александр III видел основу развития села.

В 1881 г. выходит указ, отменяющий временнобязанное положение крестьян и уменьшающий размер выкупных платежей на 1 рубль. В следующем году правительством было выделено 5 млн рублей на уменьшение платежей в отдельных регионах.

В 1882-1887 гг. происходила отмена подушной подати, что лишало казну дохода 40 млн рублей в год. Часть дворян выступала против этого, но существование подушной подати значительно ограничивало свободу передвижения крестьянства и свободный выбор ими занятия, поэтому отмена ее была необходима.

«Реформы Александра III» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для поддержания развития крестьянских хозяйств и поддержки малоземельного крестьянства в 1882 г. был создан Крестьянский банк.

В 1893 г. был принят закон, ограничивающий крестьянам право выхода из общины.

При Александре III впервые в России было создано рабочее законодательство:

  • запрещался труд для детей младше 12 лет, а для детей 12-15 лет рабочий день ограничивался 8 часами;
  • запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних;
  • ограничение размера штрафа, который предприниматель собирал с рабочих;
  • создание расчетных книжек, в которую надо было вносить все условия найма рабочего;
  • принятие закона, который увеличивал ответственность рабочего за участие в стачках;
  • создание фабричной инспекции за контролем выполнения законов.

Большое внимание Александр III уделял борьбе с «крамолой». В 1881 г. была принят закон «О мерах к ограничению государственного порядка и общественного спокойствия», согласно которому министр внутренних дел и генерал-губернаторы могли объявлять «исключительное положение» в отдельных районах для усиленного использования полиции или армии, а также могли закрывать любые частные организации, подозреваемые в сотрудничестве с нелегальными учреждениями, высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, периодические издания и т.д. Количество тайных агентов возросло, а в полиции открывалось специальное отделение для рассмотрения политических дел («охранка»).

Замечание 1

Особое внимание уделялось контролю за публицистикой. В 1882 г. был сформирован специальный совет для контроля за издательскими организациями. За период 1883-1885 гг. было закрыто девять изданий, среди который «Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина. Также был создан список запрещенных книг.

Реформы затронули и университеты, которые всегда считались местом распространения новых идей. В 1884 г. был издан новый Университетский устав, согласно которому университеты теряли автономию, а министерство брало под свой контроль учебные планы, назначение сотрудников, общественную деятельность.

В среднем образовании самой значимой была реформа 1887 г. «о кухаркиных детях», которая повышала плату за обучение, а также для принятия ребенка из крестьянской семьи в гимназию, за него должен был вступиться кто-либо из «знатного» сословия. Таким образом, это затрудняло доступ к поступлению в гимназию для крестьянских детей.

Земства Александр III считал центром распространения революционных идей, поэтому в 1889 г. появились земские начальники, которые являлись представителями дворян и получали широкие полномочия от организации арестов до проведения судебного процесса.

В 1890 г. был изменен порядок выбора в земства: от землевладельцев теперь могли избираться только дворяне, их количество увеличивалось, городская курия существенно сокращалась, а крестьянские места проверялись и утверждались губернатором.

Изменениям подвергся и процесс судопроизводства, что состояло в усложнении и бюрократизации процесса судопроизводства, упразднении института мировых судей, сокращении сферы деятельности суда присяжных. Были еще более увеличены требования к судьям. Кассационные жалобы подавались в губернское присутствие, состоявшее их чиновников. Полноту судебной и административной власти осуществляли чиновники из поместного дворянства, которые кроме того могли отменять решения сельских и волостных сходов, арестовывать старост и пр.

Особое внимание уделялось политике русификации окраин империи. Вновь был поднят лозунг периода Николая I «православие, самодержавие, народность». Православная церковь становилась опорой самодержавия. Увеличилось количество часов на религиозные предметы в гимназиях. Буддистам (буряты и калмыки) запрещалось строить храмы, а евреям – селиться в крупных городах, даже за «оседлой чертой». Поляки-католики теперь не могли занимать управленческие должности в Царстве Польском.

Результаты реформ

Результатами реформ можно назвать:

  • спад революционной и террористической активности;
  • восстановление авторитета русской православной церкви;
  • развитие экономики вследствие освобождения крестьян от гнета повинности;
  • усиление контроля над всеми сферами;
  • временное подавление революционных идей, но вместе с тем "торможение", но не ликвидация этого процесса, что впоследствии приведет к социальному кризису.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot